Ян Рачинский и Арсений Левинсон в Тверском суде 26 ноября 2020 года. Иллюстрация Маши Березиной
26 ноября 2020 года судья Тверского районного суда Москвы Ольга Затомская рассмотрела постановление прокуратуры о возбуждении дела против Международного Мемориала за немаркировку лейблом «иностранного агента» материалов на стенде организации на Московской международной книжной ярмарке в сентябре 2020 года – и назначила штраф 500 тысяч рублей.
Напомним, 4 сентября 2020 года сотрудники прокуратуры и Центра Э в рамках «внеплановой проверки» соблюдения закона об НКО забралисо стенда Международного Мемориала на ММКЯ несколько изданий, на которых отсутствовала типографская информация о том, что Минюст внес «Мемориал» в реестр «иностранных агентов». Среди изъятых материалов были даже изданные задолго до принятия закона об [организациях] – «иностранных агентах», например каталог Музея Международного Мемориала 1998 года. 10 сентября 2020 года Тверская межрайонная прокуратура Москвы возбудилав отношении Международного Мемориала и председателя Правления организации Яна Рачинского административные дела (ч.2 ст. 19.34 КоАП).
Комментарий Яна Рачинского, председателя Международного "Мемориала" (источник):
Все-таки непросто привыкнуть к отечественному судопроизводству. И к трактовке законов (и без того дурацких) в обход всякой логики.
Сегодня Мемориалу выписали очередные полмиллиона штрафа по фальсифицированному обвинению.
Это история про книжную ярмарку - о ней писали довольно много.
Прокуратура при поддержке отдела по борьбе с экстремизмом устроила налет на стенд Мемориала, обнаружила, что на книгах, изданных до включения Мемориала в список "иноагентов", нет маркировки (потому что предвидеть будущее в таких подробностях мы не могли) - и на этом основании сочинила протокол, что "Мемориал" распространяет книги без маркировки.
Во-первых, это беспардонная ложь - прокуратуре были предъявлены штампы с формулировкой про "иноагентство", которые (поскольку мы понимаем вольность трактовки законов правоприменителями) ставились на каждую книгу старого издания, выданную посетителям стенда.
Фактов распространения книг без такого штампа прокуратура не зафиксировала. Но когда в заседании Арсений Левинсон, представлявший Мемориал, обратил на это внимание - прокурорша нисколько не смутилась. По классическим образцам - "возвысила голос и опровергла", считая, видимо, что прокурорские децибелы заменяют аргументы. И правда, заменяют - в отечественном суде, самом советском суде в мире.
Во-вторых, загадочна сама трактовка закона прокуратурой и судом.
То ли они считают, что закон имеет обратную силу, и все издания прошлых лет должны быть промаркированы задним числом (непонятно, что тогда делать с давно распространенными экземплярами - в государственных библиотеках можно рекомендовать изъять, как это сделали с соросовскими изданиями, но как быть с частными библиотеками, куда попали такие крамольные книги?).
То ли они считают, что должно маркироваться вообще все, что распространяет "иноагент"? Я не первый раз пытаюсь выяснить мнение судей, прокуроров и представителей роскомнадзора, надо ли маркировать текст Конституции, если мы его распространяем, - почему-то они стыдливо уходят от ответа. А ведь если начать разбираться, то и в Конституции, и во многих вполне действующих законах немалый вклад представителей организаций, ныне объявленных "иноагентами".
В-третьих, сама формулировка закона является, по существу, клеветнической. Согласно закону, организация, получающая иностранное финансирование, может быть объявлена "организацией, выполняющей функции иностранного агента". При этом ни в самом законе, ни в решениях так называемого минюста ни разу не было указано, что же это за функции и как они проявляются и обнаруживаются.
Думаю, это само по себе будет достаточным основанием для отмены всех этих решений гуртом - в достаточно скором будущем.
И медаль Руденко, убийцы и лжесвидетеля, учрежденная нынешней прокуратурой, будет упразднена.
29 октября "Пермский Мемориал - Европа" и телеграм-канал "Пермь 36,6" провели акцию "Возвращение имён". В этом году акция прошла в формате онлай-трансляции на YouTube-каналах организаторов. Ведущими эфира были наши давние друзья и члены "Мемориала" Юлия Балабанова и Владимир Соколов. Вот несколько фактов о прошедшем "Возвращении имён - Пермь - 2024".