Резолюция Коми-Пермяцкой окружной комиссии по устройству спецпереселенцев об организации их расселения и использования на работах[1]
31 января 1931 г.
с. Кудымкар
Коми-Пермяцкого национального округа
Уральской области
Секретно
Считать, что, несмотря на ряд директив и решений областных и окружных организаций, устройство и расселение с/переселенцев в Коми-Пермяцком округе до сего времени до конца не доведено. Начавшееся строительство спецпоселков в первоначальном плане не закончено и в настоящее время благодаря прорывам на лесозаготовках строительство прекращено и вся с[пец]/перес[еленческая] мощь переброшена в лес.
В силу такого положения хозяйственно-культурное и административное обслуживание не налажено и хозяйственное использование с/переселенцев как рабочей силы не поставлено в должные рамки: неполное использование, не организован и не применен труд малолетних и малотрудоспособных с/перес. [Много спецпереселенцев] вращалось среди местного населения и, имея некоторую материальную поддержку, [они] не имеют стимула работать в лесу.
Отношение к с/переселенцам заключалось лишь в использовании [их] как рабочей силы, не заботясь в должной мере [об] ихнем устройстве. В силу данных причин строительство [спецпоселков] началось несвоевременно, отсутствовало надлежащее организационное руководство. [Наблюдалось] необеспечение отдельными продуктами питания на период самообстраивания.
[Существовала] разноречивость распоряжений со стороны лесохозяйственных организаций, вносившая нечеткость в понимание на местах. [Наблюдалось] отсутствие точного плана устройства и расселения с/переселенцев.
Исходя из выше указанных причин:
1) Обязать Гайнский и Косинский леспромхозы к 1/III составить детальные планы устройства и расселения с/п, подлежащих использованию в лесохозяйственных организациях, с тем, чтобы к 1-му сентября 1931 года это расселение было окончательно закончено. План представить на рассмотрение Президиуму ОКРИКа к 1-му марта с.г.
2) Имея в виду, что проект «Ураллеса» двухквартирного дома барачного типа, именуемого «Зырянским», ни в какой мере не соответствует ни хозяйственному и санитарному удовлетворению нужд спецпереселенцев, поставить вопрос перед «Уралсевером» об отмене данного типа дома-барака в связи с категорическим настаиванием «Ураллеса» и утверждением нашего проекта двухквартирного дома.
Одновременно просить представителя «Ураллеса» товарища Бояршинова изложить все наши мотивировки перед правлением «Ураллеса» против нецелесообразной затраты средств на барачный тип дома, доложив наши практические мнения о нашем двухквартирном типе дома, представленном в «Ураллес» Гайнским леспромхозом.
3) Поручить т. Бояршинову [просить] о даче со стороны «Ураллеса» четких директив о порядке расходования кредитов на строительство и [о] продовольственном снабжении с/переселенцев на период самообстраивания.
4) В области использования труда с/п и порядке снабжения, руководствуясь решениями Президиума ОКРИКа (протокол № 68/с от 8/XII), добиться решительного перелома в максимальном использовании труда с/п непосредственно на производстве (лесоразработках).
5) Леспромхозам провести ряд организационных мероприятий, направленных на использование с/перес. на особых участках работы отдельно от местного населения. Дабы не вводить разнообразие в системе руководства работой с/переселенцев, обеспечить достаточно сильным аппаратом, который бы мог твердо и правильно организовать труд с/п на производстве непосредственно в лесу.
В порядке организации труда использовать в работе с/п систему групп по обязательствам, требуя той ответственности от старшего группы и его десятка, которая предусматривается обязательством.
Необходимо с/пе-цев поставить в такие рамки, чтобы последние всегда были загружены работой.
6) Имея случаи задолженности с/переселенцев, предложить леспромхозам ликвидировать таковую и не допускать впредь.
7) Обязать комендантский отдел дать директиву райкомендантам о немедленном снятии [с работы] с/переселенцев, занятых на работах, не связанных с производственными работами леспромхозов, и поставить непосредственно на лесоразработки.
8) Отмечая ряд ненормальностей во взаимоотношениях леспромхозов с райкомендантами (командование, несогласованные действия в вопросах использования с/переселенцев), предложить устранить подобные явления, как вредно отражающие на влияние[2] с/пересел., имея перед собой всю ответственность тех и других за некоторые вопросы в использов[ании] с/п. Добиться полного контакта в работе, имея одну целеустремленность и предварительную полную увязку всех вопросов.
9) т. АРГУНОВУ добиться полного укомплектования низового штата и этим самым добиться более четкого наблюдения за работой и использованием труда от с/переселенцев.
10) Обязать Окрземуправление и комендантский отдел в 5-ти дневный срок разработать план и порядок сельхозколонизации нетрудоспособных семей в разрезе принятых решений закрытым заседанием Президиума [окрисполкома] (протокол № 68 от 8/XII-[19]30 г.)[3].
ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 404. Л. 198–199. Подлинник. Машинопись.
[1] Приложение к протоколу заседания Коми-Пермяцкой окружной комиссии по устройству спецпереселенцев от 31 января 1931 г. (ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 404. Л. 197).
[2] Так в документе, имеется в виду «вредно влияющие».
[3] Подпись неразборчива.