Международный Мемориал. Выставка «Борис Свешников. Белый эпос». Публикации лагерных рисунков


Источник

09.10.2020

Лагерные рисунки Бориса Свешникова (1927–1998) – совершенно необычное художественное явление. 

Фантазийные композиции, где причудливым образом переплетаются память об изящных искусствах прошлого и подспудный кошмар настоящего, гротескность и фантастичность целого и узнаваемость деталей – все это во многом созвучно европейскому сюрреализму. Для времени своего создания рисунки Свешникова – на пике художественной актуальности. Это особенно поразительно, если учесть, что художественный язык был выработан автором самостоятельно в условиях не просто оторванности от художественной среды, но полного культурного вакуума. 

Работы Свешникова мало похожи на другие рисунки, созданные в неволе и, в частности, в лагерях ГУЛАГа. Они проникнуты необычным ощущением внутренней свободы, неподвластности лагерной теме, которая вплетается в сюжет иносказанием или второстепенными деталями, как бы исподволь и неявно. Художник, сосредоточенный на своем собственном мире, запечатлел не реалии лагеря, но драму творческого сознания, попавшего в условия выживания, постоянной борьбы с небытием. Строки из писем Свешникова родным помогают восстановить этот контекст, где единственно значимой реальностью остается пространство его мыслей и снов.

Судьба рисунков лагерной серии не менее драматична, чем судьба художника: работы разошлись по частным коллекциям, и собрать их воедино сейчас невозможно. Серия никогда и нигде не была показана в виде отдельной выставки, однако ей были посвящены по меньшей мере две важные публикации. Именно они легли в основу нашего выставочного проекта. Каждая из них – важная веха в осмыслении и сохранении наследия художника и заслуживает отдельного разговора. Кроме того, увы, сейчас это единственная возможность показать лагерную серию Свешникова в виде выставки.

Первое представление лагерных работ широкой публике состоялось в 1977 году, через 30 лет после их создания, в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже по инициативе Михаила Шемякина. Публикацию о работах Бориса Свешникова подготовил Андрей Синявский (Абрам Терц), сопроводив их своим эссе под названием «Белый эпос». Именно она сделала серию знаменитой, обозначив место лагерных рисунков Свешникова в контексте мирового искусства. Заголовок эссе вынесен в название выставки, отмечая его публикацию как знаковое событие, а также чрезвычайную важность взгляда не только большого писателя, но и бывшего лагерника.

Альбом «Борис Свешников. Лагерные рисунки», изданный Международным Мемориалом, – наиболее полная публикация работ лагерной серии. Это уникальное издание, работу над которым с конца 1980-х годов вел друг художника искусствовед Игорь Голомшток. По его инициативе фотографом Юрием Бродским были отсняты все сохранившиеся работы серии. Альбом вышел в свет уже после смерти Свешникова, в 2000 году. В него вошли не только репродукции рисунков, но и большой комплекс архивных материалов и текстов художника. Рисунки воспроизведены в реальном размере с максимальным приближением к оригиналу по фактуре и качеству бумаги. Одновременно с альбомом был издан набор репродукций с теми же характеристиками – именно они составляют основной контент выставки.

Над выставкой работали:

Ирина Галкова – идея, тексты
Алина Саулова – дизайн 
Анна Булгакова – координация работ по выставке
Наталья Йозеф – видеоконтент 
Валентин Гринчук, Владимир Салмин – монтаж 

Мы благодарны за помощь в подготовке выставки Юрию Бродскому, Галине Ельшевской, Елене Жемковой, Константину Львову, Петру Пастернаку, Светлане Фадеевой, Алексею Макарову, Ирине Осиповой, Татьяне Корольковой и библиотеке Дома Русского Зарубежья, Екатерине Вуйцицкой и мастерской «Фотолаб».

Выставка открыта в Международном Мемориале с 6 октября 2020 года до 15 января 2021 года ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 11.00 до 19.00.


Борис Свешников. Ели. 1949-1950


Борис Свешников. Санчасть. 1949-1950


Борис Свешников. Камера. 1949-1950


Борис Свешников. Странники. 1949-1950


Борис Свешников. Часы. 1949-1950


Борис Свешников. Костер. 1949-1950


Борис Свешников. Ворона. 1949-1950


Борис Свешников. Женщина перед зеркалом. 1949


Борис Свешников. Менуэт 3. 1949


Борис Свешников. Химеры. 1950


Борис Свешников. Колесо фортуны. 1950


Борис Свешников. Смерть Сталина. 1953


Борис Свешников. Виселицы. 1953


На выставке "Борис Свешников. Белый эпос". Фото Ирины Галковой


На выставке "Борис Свешников. Белый эпос". Фото Ирины Галковой


На выставке "Борис Свешников. Белый эпос". Фото Ирины Галковой


На выставке "Борис Свешников. Белый эпос". Фото Ирины Галковой

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
Список «12 километра»
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
| Не кричи, не плачь…
| Мой папа простой труженик…
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus