24.06.2020
Впечатления - у памятных плит
Активисты Уральского Мемориала совершили после долгого времени вынужденной изоляции очередной пеший обход территории массовых захоронений жертв государственных репрессий 30-50-х годов прошлого века.
Напомню, что проект нового биатлонного комплекса в непосредственной близости от территории массовых захоронений репрессированных всколыхнул общественность Екатеринбурга (и не только) еще в 2018 году. Дело в том, что существующий мемориальный комплекс «12 километр Московского тракта» является лишь маленьким участком общей территории полигона НКВД, где в 30-х годах и позже расстрелянных закапывали в рвах и ямах. Общее число убитых может достигать 40000 человек, хотя на данный момент на стелах нанесены имена только около 20000 жертв. И федеральный закон обязывает муниципалитет, в случае нахождения хотя бы одного подтвержденного захоронения жертв репрессий, произвести полные исследования территории с обязательным определением точных границ захоронения. С момента признания государством факта таких захоронений прошло почти 30 лет. Ни региональная власть, ни муниципальная до сих пор не исполнила своих обязанностей по отношению к памяти убитых граждан.
Можно долго перечислять кто и что не сделал – мэры, губернаторы, различные уполномоченные и всяческие комиссии. Однако мы имеем печальную действительность, с действующими прямо сейчас чиновниками, которые совсем не желают выполнять федеральное законодательство, следовать духу и букве принятой Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, действие которой продлено решением президента РФ до 2024.
Достигнутые путем долгих, трудных переговоров граждан и общественных организаций с властями довольно общие договоренности о начале исследований летом 2020 года и их государственном финансировании в настоящий момент заморожены. Ничего не происходит.
И вот на таком фоне активисты Уральского Мемориала случайно узнали о том, что хозяин стрелковых тиров, незаконно возведенных в полной тишине и тайне от общества на земле бывшего полигона НКВД, судя по всему, решил «расширить бизнес». Предположительно, вокруг тиров, где сейчас проходят стрелковые тренировки небезызвестных «академиков боевых искусств» Алтушкина и проводят досуг друзья и покупатели услуг Патриотического клуба «Михаил Архангел» (http://archangelmichaelclub.ru/ru/ ), будут возведены дополнительные объекты. Какого рода, в какой срок – неизвестно. Косвенным подтверждением планов бизнесмена и согласившихся с этим властей (без этого точно не могло обойтись) явился факт, ставший известным из других источников – долгие годы руководивший старым биатлонным комплексом Виктор Рощин ушел со своего поста. Теперь там распоряжается, как говорят, один из топ-менеджеров бизнес-империи Игоря Алтушкина.
Хода нет
Приехав непосредственно на Мемориал 12 километр Московского тракта группа активистов обнаружила лишь небольшие изменения в инфраструктуре старого биатлонного комплекса. Самое нехорошее – снова наглухо перекрыт путь через территорию базы с конечной остановки единственного маршрута автобусного транспорта №22. По карте от остановки нужно пройти 900 метров по лесной, холмистой местности, чтобы попасть родственнику репрессированного безвинно человека на мемориал. Тоже неблизкий путь без указателей для пожилых уже родственников расстрелянных… Теперь старая тропинка, где люди долгие годы ходили на место памяти, разрушена построенными здесь частными тирами (на каком основании, если ФЗ 8 запрещает подобные действия на землях массовых захоронений репрессированных?!). Хозяева комплекса два года назад перегородили проход забором, а теперь закрыли калитку на замок! Представьте, что Вас больше не пускают к могиле отца, закрыв вход на кладбище. Раньше власти гарантировали свободный доступ граждан – обещание тихо не выполняется. Говорили, что на эту дорожку оформлен публичный серветут, но так ли это – мы уже не знаем.
Стреляют без предупреждения...
Расстрельный лес
И в заключение хотелось бы известить читателя, что тиры используются днем и вечером, каждый день. Сегодня мы убедились в этом лично – мощные дорогие машины, стоящие на посту охранники в ожидании своих боссов, которые в это время наслаждаются стрельбой. Звуки выстрелов были слышны еще в 400 метрах от тиров, на самом мемориале, где лежат в расстрельных рвах жертвы беззакония и кровавого террора. Мы слышали эти звуки постоянно, пока шли по земле, в которой лежат тысячи репрессированных. Громко, громче, почти оглушающе…
Какая зловещая реконструкция…