08.06.2020
Месяц назад, 2 мая, Белорусский документационный центр на своём сайте опубликовал материалы из дела арестованного в Вильне белоруса Антона Станиславовича Неканда-Трепки "Как белорусского патриота Антона Неканда-Трепку арестовали и уничтожили… По ошибке НКВД (документы)"
Это дело сохранилось в Особом архиве Литвы - Lietuvos ypatingojo archyvo (бывший архив КГБ Литовской ССР). Этот архив, в отличие от архивов КГБ Республики Беларусь, свято хранящих тайны уже не существующего государства, а также сведения об участниках массовых преступлений против граждан Беларуси, совершенно открыт для исследователей. Более того, сегодня на сайте этого архива открылась виртуальная выставка "Довоенные советские репрессии против русских Литвы" с фотографиями, сохранимся в делах арестованных. Есть на фото и белорусы.
В статье о Неканда-Трепке мы опубликовали документ, по которому группа арестованных, содержащихся в Вилейской тюрьме, должна была быть этапирована в Минск.
25 декабря 1939 года вышло следующее постановление, утверждённое зам. нач. УНКВД Вилейской обл. ст. лейтенант госбезопасности Радченко:
«Я, зам. нач. следствия УНКВД Вилейской обл. — мл. лейтенант госбезопасности — Артемов, рассмотрев следственный материал… нашел: Принимая во внимание, что все материалы по обвинению находятся в 3 отделе УГБ НКВД БССР — зам. наркома НКВД БССР, капитан госбезопасности тов. Решетников 1.12.1939 приказал всех арестованных, проходящих по спискам 3 отдела НКВД БССР, совместно со следственными делами этапировать в их распоряжение, поэтому руководствуясь вышеизложенным — ПОСТАНОВИЛ: Гришкевич Николая Андреевича, Дроздович Алину Викентьевну, Насекайло Евгения Сидоровича, Коробкова Дмитрия Андреевича, Опатского Михаила Александровича, Косулина Василия Васильевича, Бенецкого Александра Евгеньевича, Малофеева Сергея Георгиевича, Веревкина Антона Демьяновича, Жевачевского Платона Андреевича, Загурского Дмитрия Александровича, Войцук Арона Изекиевича, Фалиевского Богдана Михайловича, Скрундо Сергея Васильевича, Радзюка Григория Владимировича, Образцова Виктора Дмитриевича, Александрова Александра Александровича, Богуславского Никлая Григорьевича, Тарасова Сергея Аркадьевича, Толейко Петра Семеновича, Неканда-Трепка Антона Станиславовича и Гришкевич Викентия Антоновича — совместно со следственными делами эпатировать в распоряжение 3-го отдела УГБ НКВД БССР, в гор. Минск, для ведения дальнейшего следствия».
Среди фотографий, опубликованных на сайте, есть и два человека, упоминающихся в этом списке: Михаил Опатский и Евгений Насекайло, а также короткие справки из их дел (опубликованы на литовском языке).
Михаил Опатский (родился в 1912 году в Могилевской губернии) жил и учился в Вильнюсе. По данным НКВД БССР 1933 «умеренный монархист, человек глупый, серьезный, очень религиозный». 26 сентября 1939 арестован подразделениями Красной армии и заключен в тюрьму Вилейка за принадлежность к организациям «Союз русских студентов», «Русское общество молодежи», «Национально-трудовой союз нового поколения». Особым совещанием НКВД СССР в 1941 году приговорен к 8 годам наказания в исправительно-трудовых лагерях «как общественно опасный элемент». В сентябре 1941 был амнистирован как гражданин Польши (Литовский специальный архив, ф. К-1, оп. 58, д. 45909/3, л. 7-1).
Михаил Опатский
Евгений Насекайло (род. 1912 г. в Беларуси, Воложинский уезд), учился в Виленской русской и белорусской гимназиях. Окончил богословский факультет в Варшавском университете. В 1939 г. стал священником Виленского православного собора. 13 октября 1939 арестован оперативной группой НКВД СССР. Обвинялся в том, что русские скауты участвовали в мероприятиях, читали антисоветские репортажи, распространяли белоэмигрантскую литературу, как член организации «Братство русской правды» и агент польской разведки. Особым совещанием при НКВД СССР в 1940 году приговорен к 8 годам лишения свободы в ИТЛ за «активную борьбу против революционного движения». В 1947 г. вернулся из лагеря. В 1948 г. назначен священником Виленской православной церкви св. Николая. В 1949 г. вновь арестован и выслан в Красноярск за «принадлежность к антисоветским организациям белых эмигрантов», где он работал священником. В 1958 г. вновь приговорен к 10 годам за покупку похищенных стройматериалов для церковного ремонта. В 1959 г. было установлено, что Е. Насекайла не был причастен к краже строительных материалов и не знал, что они были похищены. Срок был сокращен до 6 месяцев. В 1959 г. Верховный суд Литовской ССР признал, что в приговоре 1940 года не было никаких доказательств о членстве в белоэмигрантских организациях каких-либо белых эмигрантов или другой преступной деятельности, а также что Е. Насекайла и в 1949 г. был осужден необоснованно (Литовский специальный архив, ф. К-1, оп. 58, д. П-9041, л. 76-1).
Евгений Насекайло
На виртуальной выставке представлены также другие фотографии, в том числе и уроженцев Беларуси, деятелей антисоветского Белого движения: Леонид Белевский (род. 1886 в Могилевской губернии), Владимир Минторович (род. 1887 г. в Молодечненском р-не Беларуси), Борис Леонов-Гуков (род. 1888 году в Полоцке, Беларусь). .упоминаются белорусы и в других списках.
"Список белоэмигрантских организаций, существовавших в Литве..." из 3-го отдела НКВД, по которому проходили аресты граждан.
Опубликованные документы важны для понимания, какие сокровища сокрыты от нас в закрытых архивах КГБ и как важно нам, белорусам, изучать уже открытые архивы спецслужб наших соседей.
Белорусский документационный центр
Поделиться: