В музее «Мемориала» хранится игровое поле середины 1980-х годов, которое мы однажды достали, чтобы в него сыграть. Правил не было, поэтому играли по наитию: играть в неё было невероятно скучно (умереть можно было на каждом втором ходе, а зачем — было непонятно). Но черный лист картона с нарисованными гуашью клетки хода, вырезки из газет и мрачный юмор в надписях воодушевляли.
В основе поля таймлайн с 1917-й по 1999-й: авторы, видимо, воспроизводили «советский век» и постарались графически вписать в него события, о которых они знали, но обсуждать которые было не принято или даже невозможно (философский пароход, создание СЛОНа, Голодомор, карательная психиатрия, безрадостные будни «личной жизни»).
Когда мы начали вспоминать, какие в России настольные игры основаны на реальных исторических событиях, то вспомнили «Таймлайн», но конечно, ни один из её наборов не включает вышеназванные события. А без них, на наш взгляд, говорить об истории ХХ века с гражданской оптикой, через декларацию прав человека проблематично.
Поэтому решили, что это может быть интересно — адаптировать дизайн и механику игры под современный формат — вместе с историками отобрали по два события на каждый год (до 1991-го), вместе с геймдизайнерами и волонтёрами работали над новыми правилами. Получился такой учебник-конструктор с голосами реальных людей (мы включили в карточки цитаты дневников с «Прожито»), в который весело играть не смотря на вроде бы трагичность происходящего.
Формальных географических ограничений для использования методики нет.
Уровень сложности
*** — для применения методики необходимо самому принять участие в этой или аналогичной программе в качестве участника/пройти стажировку/получить дополнительные знания и навыки в этой сфере (хорошо, чтобы в проведении игры участвовал хотя бы один человек, который разбирается в истории).
Сотрудничество
продвижение методики (распространение информации, приглашение на мероприятия участников из своих целевых аудиторий);
совместный проект;
выезд эксперта и/или команды в ваш город для реализации проекта при вашей поддержке (финансовой, волонтерский, организационной, информационной).
Целевая аудитория
все возрасты (формально игра 12+). Профессиональные группы: историки, журналисты, учителя, кураторы, музейные работники
Правила игры можно посмотреть по ссылке (файл PDF)
Результаты использования практики
Краудфандинг на первый крупный тираж в 2018 году поддержали 411 человек.
Игра распространялась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Минске, Киеве, Праге.
Мультфильм об игре (реж. Полина Кампиони) вошёл в программу XXIV Открытый Российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест».
В 2019 году игра стала экспонатом на выставке художника Икуру Куваджима «Репатриация» в галерее «Пересветов переулок».
Отзывы участников
«Реплики за столом: — Доберёмся до следующего года и посмотрим, сталинистка она или нет. — Мы втроём играем за заводскую работницу Зинаиду. У нас есть муж, двое детей и мы лучшая работница. — Кто такие «бывшие»? — Друзья, мы оказываем на вас дурное влияние. — Зинаида пропускает ход, но в ее душе в это время точно что-то происходит. — Дзержинский, ребята! — Надо зарядить Зинаиду каким-то политическим влиянием. — Зинаида переживает очень сильно, что выслали Троцкого. — Так Зинаида за Троцкого или за Сталина?? — Аптекарь из Новгорода пропускает ход. — Попа уже выслали. — Зинаида жива или нет? — Она понимает, что этот человек ведёт не туда не только её, но и её революцию.
Аааа, друзья, это потрясающая игра, серьезно. Такое живое обсуждение истории и ее механизмов. Второй пост подряд про это, но я любуюсь. Все смеются, изумляются, переживают, спорят, уточняют».
Дарья Серенко, галерея «Пересветов переулок».
Игра захватывает и не отпускает. Фантазия уносит порой в такие диковинные приключения, что даже Наталья Барышникова, которая гениально рулит процессом, и та, кажется, слегка обалдевает от поворотов сюжета. В ходе игры Наташа успевает рассказать и про войну в Корее, и про шарашки, и про сталинское переселение народов, и про «Хронику текущих событий» — и все это замечательно ложится на общую канву игры.
Азарт, восторг. Реплики:
— А сколько лет офицеру? — А вы к нему присматриваетесь? — Не присматривайтесь! Мы — женат!
— Мы офицер, в Харбине… Особые качества — пацифист. — Начало борьбы с формализмом в искусстве… Мы расстроен. — Какой он у вас чувственный!
— У нас рождение ребенка! Ну вот, надо было тебе карту тянуть!
— А если мы умрем?! Нам нельзя умирать! Мы только что стали специалистом!
— Открытие союзниками второго фронта! Йес!
— Блин! Опять голод! Мы не умрем, мы не умрем, мы не умрем… Аааааа!!!! — Они умерли, а мы еще живы!!!!!
— Давай, муж нас моложе года на четыре?! Хочу молодым быть.
— Не выполнил норму и ушел в запой!
— Вы все еще в тюрьме? — Нет!!! Мы ОПЯТЬ в тюрьме!!!
— Мы умерли, но встретили в Корее своего пропавшего сына! — Что у вас за индийский сериал?
— А его жена пошла на панель. — Панель? — Ты знаешь, что такое панель? — Нет, — гуглит, — Ого!!!! Вы что наделали?!!!!
Это далеко не все реплики по ходу, но надо остановиться). Маша Скачкова изобрела термин «пяточка судьбы», который прочно вошел в обиход. Пусть другие игроки тоже его используют! …Кубики падали на стол, мы играли судьбами персонажей. Ребята очень хотели, чтобы эти вымышленные личности были счастливы.
Так называется видеоцикл, созданный общественным объединением «Пермский Мемориал — Европа». Цель просветительского проекта — через короткие видеоролики мотивировать и тем самым помочь старшеклассникам, студентам, молодым преподавателям, которым хочется провести и опубликовать собственные исторические исследования, используя в качестве источника записанные воспоминания людей о том, что они пережили сами или их близкие.