В музее «Мемориала» хранится игровое поле середины 1980-х годов, которое мы однажды достали, чтобы в него сыграть. Правил не было, поэтому играли по наитию: играть в неё было невероятно скучно (умереть можно было на каждом втором ходе, а зачем — было непонятно). Но черный лист картона с нарисованными гуашью клетки хода, вырезки из газет и мрачный юмор в надписях воодушевляли.
В основе поля таймлайн с 1917-й по 1999-й: авторы, видимо, воспроизводили «советский век» и постарались графически вписать в него события, о которых они знали, но обсуждать которые было не принято или даже невозможно (философский пароход, создание СЛОНа, Голодомор, карательная психиатрия, безрадостные будни «личной жизни»).
Когда мы начали вспоминать, какие в России настольные игры основаны на реальных исторических событиях, то вспомнили «Таймлайн», но конечно, ни один из её наборов не включает вышеназванные события. А без них, на наш взгляд, говорить об истории ХХ века с гражданской оптикой, через декларацию прав человека проблематично.
Поэтому решили, что это может быть интересно — адаптировать дизайн и механику игры под современный формат — вместе с историками отобрали по два события на каждый год (до 1991-го), вместе с геймдизайнерами и волонтёрами работали над новыми правилами. Получился такой учебник-конструктор с голосами реальных людей (мы включили в карточки цитаты дневников с «Прожито»), в который весело играть не смотря на вроде бы трагичность происходящего.
Формальных географических ограничений для использования методики нет.
Уровень сложности
*** — для применения методики необходимо самому принять участие в этой или аналогичной программе в качестве участника/пройти стажировку/получить дополнительные знания и навыки в этой сфере (хорошо, чтобы в проведении игры участвовал хотя бы один человек, который разбирается в истории).
Сотрудничество
продвижение методики (распространение информации, приглашение на мероприятия участников из своих целевых аудиторий);
совместный проект;
выезд эксперта и/или команды в ваш город для реализации проекта при вашей поддержке (финансовой, волонтерский, организационной, информационной).
Целевая аудитория
все возрасты (формально игра 12+). Профессиональные группы: историки, журналисты, учителя, кураторы, музейные работники
Правила игры можно посмотреть по ссылке (файл PDF)
Результаты использования практики
Краудфандинг на первый крупный тираж в 2018 году поддержали 411 человек.
Игра распространялась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Минске, Киеве, Праге.
Мультфильм об игре (реж. Полина Кампиони) вошёл в программу XXIV Открытый Российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест».
В 2019 году игра стала экспонатом на выставке художника Икуру Куваджима «Репатриация» в галерее «Пересветов переулок».
Отзывы участников
«Реплики за столом: — Доберёмся до следующего года и посмотрим, сталинистка она или нет. — Мы втроём играем за заводскую работницу Зинаиду. У нас есть муж, двое детей и мы лучшая работница. — Кто такие «бывшие»? — Друзья, мы оказываем на вас дурное влияние. — Зинаида пропускает ход, но в ее душе в это время точно что-то происходит. — Дзержинский, ребята! — Надо зарядить Зинаиду каким-то политическим влиянием. — Зинаида переживает очень сильно, что выслали Троцкого. — Так Зинаида за Троцкого или за Сталина?? — Аптекарь из Новгорода пропускает ход. — Попа уже выслали. — Зинаида жива или нет? — Она понимает, что этот человек ведёт не туда не только её, но и её революцию.
Аааа, друзья, это потрясающая игра, серьезно. Такое живое обсуждение истории и ее механизмов. Второй пост подряд про это, но я любуюсь. Все смеются, изумляются, переживают, спорят, уточняют».
Дарья Серенко, галерея «Пересветов переулок».
Игра захватывает и не отпускает. Фантазия уносит порой в такие диковинные приключения, что даже Наталья Барышникова, которая гениально рулит процессом, и та, кажется, слегка обалдевает от поворотов сюжета. В ходе игры Наташа успевает рассказать и про войну в Корее, и про шарашки, и про сталинское переселение народов, и про «Хронику текущих событий» — и все это замечательно ложится на общую канву игры.
Азарт, восторг. Реплики:
— А сколько лет офицеру? — А вы к нему присматриваетесь? — Не присматривайтесь! Мы — женат!
— Мы офицер, в Харбине… Особые качества — пацифист. — Начало борьбы с формализмом в искусстве… Мы расстроен. — Какой он у вас чувственный!
— У нас рождение ребенка! Ну вот, надо было тебе карту тянуть!
— А если мы умрем?! Нам нельзя умирать! Мы только что стали специалистом!
— Открытие союзниками второго фронта! Йес!
— Блин! Опять голод! Мы не умрем, мы не умрем, мы не умрем… Аааааа!!!! — Они умерли, а мы еще живы!!!!!
— Давай, муж нас моложе года на четыре?! Хочу молодым быть.
— Не выполнил норму и ушел в запой!
— Вы все еще в тюрьме? — Нет!!! Мы ОПЯТЬ в тюрьме!!!
— Мы умерли, но встретили в Корее своего пропавшего сына! — Что у вас за индийский сериал?
— А его жена пошла на панель. — Панель? — Ты знаешь, что такое панель? — Нет, — гуглит, — Ого!!!! Вы что наделали?!!!!
Это далеко не все реплики по ходу, но надо остановиться). Маша Скачкова изобрела термин «пяточка судьбы», который прочно вошел в обиход. Пусть другие игроки тоже его используют! …Кубики падали на стол, мы играли судьбами персонажей. Ребята очень хотели, чтобы эти вымышленные личности были счастливы.
29 октября "Пермский Мемориал - Европа" и телеграм-канал "Пермь 36,6" провели акцию "Возвращение имён". В этом году акция прошла в формате онлай-трансляции на YouTube-каналах организаторов. Ведущими эфира были наши давние друзья и члены "Мемориала" Юлия Балабанова и Владимир Соколов. Вот несколько фактов о прошедшем "Возвращении имён - Пермь - 2024".