Глава свердловских архивов продолжит спор о справедливости репрессий


Источник

11.03.2020


Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН

Начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин, которого раскритиковали за высказывание о «заслуженно репрессированных», заявил, что готов отстаивать свою точку зрения.

«В данном случае, наверное, давая интервью «Областной газете», я выступил не только как архивист, но и как историк, который имеет право на свое собственное мнение, от которого я не собираюсь отказываться. Я готов спорить», - сказал он на пресс-конференции.

По мнению Александра Капустина, в первую очередь необходимо разобраться с количеством репрессированных, поскольку зачастую обозначаются завышенные цифры. Доверять в этом плане, считает он, нужно данным ФСБ.

«Можно НКВД 1930-х годов обвинять в чем угодно, но только не в искажении статистики: за это пуля», - аргументировал он.

Кроме того, по словам Александра Капустина, есть миф о влиянии репрессий офицерского корпуса на удачное начало Великой Отечественной войны. По политическим мотивам, говорит он, было уволено не более 15 тыс. человек, между тем в жертвы репрессий «записали» и уволенных за аморальные поступки, пьянство и воровство.

«Вызвало гнев то, что я сказал, что большая часть репрессированных получили сроки заслуженно. Но что, у нас не было шпионов, не было вредителей, у нас не было коррупционеров? Да сколько угодно! Была проявлена определенная политическая воля подмести их всех - и подмели», - добавил Александр Капустин.

Глава свердловских архивов рассказал, что существовала система «подкормки», когда приезжал, например, новый партийный работник.

«Про Шалву Окуджаву (был расстрелян 4 августа 1937 года, в 1956 году реабилитирован, – прим. ЕАН) чего говорить? Посмотрите его дело. Захотел пальто – отец-то нашего Булата (барда Булата Окуджавы, – прим. ЕАН) – кожаное на меху. Специально в Москву гоняли человека, чтоб купил, привез и подарил. За чьи деньги – с завода деньги брали, с УВЗ», - сообщил журналистам Александр Капустин.

Вместе с тем он признал репрессии народной трагедией, потому что вне зависимости от виновности человека его семья теряла кормильца.

«Когда нас обвиняют в том, что мы оскверняем память, я напомню, что архивная служба Свердловской области 15 лет потратила на то, чтобы издать 10-томную книгу памяти жертв политических репрессий. Мы всех указали. Все списки, которые на 12-м км, – это наша работа», - напомнил он.

Александр Капустин также заявил, что необходимо развеять «перестроечный миф» о том, что люди из лагерей гитлеровских попадали в лагеря сталинские. По его словам, такова была судьба только 30% немецких узников.

«У более 70% тех, кто проходил фильтрацию после плена, не подтверждался факт сотрудничества. Кто-то призывался в действующую армию, кто-то в силу своего здоровья возвращался домой, на промышленные предприятия и так далее. Это вранье, что все были предателями Родины, это вранье, что всех избивали и гнали в лагеря», - отметил он.

Напомним, что после интервью Александра Капустина «Областной газете» он подвергся жесткой критике, общественники потребовал его увольнения. Во время пресс-конференции на вопрос журналиста об этой «травле» глава архивов ответил, что о своей «травле» он все-таки говорить бы не стал. Но добавил, что «действительно попахивает 1937 годом».

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Воспоминания узников ГУЛАГа
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
Ссыльные в Соликамске
| Если ты ссыльный
| Для тебя средь детей не бывало чужих
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus