Последний адрес/5 лет. Открытие юбилейной выставки


В рамках III Гражданских сезонов «Пермские дни памяти" Центр городской культуры приглашает на открытие выставочного проекта «Последний адрес/5 лет».

Открытие состоится 5 сентября 2019 в 18.30.

Автор идеи - Сергей Пархоменко
Автор концепции и куратор выставки - Анна Наринская

Пять лет назад независимый журналист Сергей Пархоменко и глава общества «Мемориал» Арсений Рогинский вместе с коллегами придумали проект «Последний адрес», увековечивающий память жертв репрессий. Сам знак – металлическую табличку размером чуть больше почтовой открытки, устанавливаемый на стену дома – спроектировал архитектор Александр Бродский.



С тех пор установлено уже больше 800 знаков с именами – больше, чем в 40 городах и селах России, Украины, Молдовы и Грузии. Только в Перми и Пермском крае установлено уже 40 табличек. В Перми проект реализуется Пермским отделение общества «Мемориал» при поддержке Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция». В рамках Гражданских сезонов в сентябре и октябре будет установлено еще несколько табличек. И о каждом доме, который стал чьим-то последним адресом, о каждом человеке, чей это был адрес, – найдены сведения и выложены на сайт проекта. Зарегистрировано больше двух тысяч заявок и эти заявки прибавляются каждый день. Причем делается это все на общественных началах – с разрешения, но без помощи государства. «Последний адрес» – редкая на сегодняшний день работающая инициатива снизу, задуманная и воплощенная самими гражданами.

И именно как общественная инициатива «Последний адрес» оказывается слепком не только памяти, но и дня сегодняшнего. Отношение к табличкам отражает один из главных конфликтов жизни современной России – столкновение человекоцентричного восприятия мира и прижившегося у нас взгляда «государство неправым не бывает». Этот конфликт в уменьшенном, но не смягченном виде воспроизводится вокруг почти каждого дома, каждого объекта, куда приходят заявители «Последнего адреса» со своими табличками в надежде согласовать их установку с собственниками жилья или владельцев зданий.

«Одна из основных схваток сегодняшнего дня идет на территории восьмидесятилетней давности – соотношение позиций по поводу событий того времени оказывается зеркалом того, что происходит в России сейчас». Именно вокруг этой мысли построена выставка, посвященная пятилетию «Последнего адреса». Это видеоинсталляция-конструктор, воспроизводящая в концентрированном виде жизнь проекта в нашем «сегодня», идущая от предельной документальности в каждом конкретном сюжете к обобщению и даже метафоре.

«Последний адрес/5 лет»: лабиринт из видео, аудио и шрифтовой анимации деконструирующий, а затем снова собирающий воедино историю установки таблички. «Оболочка», придуманная Надей Корбут и Кириллом Ассом для документальных зарисовок, созданных Еленой Ваниной и Кириллом Кулагиным в Москве, Петербурге и Перми делает зрителя со-участником этого действия, которое – в этом нет сомнений – отражает то, насколько сегодня общество готово работать с памятью.
Ровно так же, как заявители Последнего адреса протягивают руку прошлому, «вытаскивая» из забвения (и увековечивая на табличках) имена невинных жертв, наша выставка представляет смыкание и даже взаимопроникновение прошлого и настоящего.

Вся информация по проекту «Последний адрес» можно найти на официальном сайте https://www.poslednyadres.ru/

Выставка уже состоялась в Москве, Санкт-Петербурге и Берлине, в Перми она откроется в рамках осеннего цикла мероприятий III Гражданских сезонов «Пермские дни памяти».

Выставка продлится до конца октября.

Центр городской культуры
ул.Пушкина, 15
209 39 87

До встречи!

Поделиться:

Рекомендуем:
| Есть ли срок у презрения трудящихся? Отвечает Андрей Вышинский
| Варлам Шаламов и противоречия советской индустриализации
| Проект «Kogu Me Lugu». Интервью Хейно Пертеля
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| Невольники XX века
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus