Приговор – расстрел: как уничтожали крымскотатарскую интеллигенцию


Автор: Гульнара Бекирова

Источник

19.04.2019

Иногда одна фотография может рассказать об эпохе больше множества документальных массивов. Одна из таких фотографий попалась на глаза автору этих строк несколько лет назад. Фото не раз публиковалось в различных изданиях, хотя не известно ни имя автора, ни архив, где оно хранится – однако историческая ценность его велика.


Джелял Меинов и Асан Рефатов (в верхнем ряду слева направо),
Осман Акчокраклы и Усеин Боданинский (в нижнем ряду слева направо)

На этой фотографии мы видим четырех выдающихся представителей крымскотатарской интеллигенции 1920-1930-х годов. В нижнем ряду слева направо: филолог, историк, археолог Осман Акчокраклы, рядом с ним – художник, основатель и директор Бахчисарайского дворца-музея Усеин Боданинский. В верхнем ряду актер Джелял Меинов, рядом с ним – композитор, музыкант Асан Рефатов. Интеллигентные, одухотворенные лица… Их творческие и жизненные пути часто пересекались, но главное, что их объединяет – трагизм последних дней: все они погибли в период сталинского лихолетья, а трое были расстреляны 17 апреля 1938 года (история еще одного представителя крымскотатарской интеллигенции, расстрелянного в этот день – здесь).

Осман Акчокраклы – ученый с энциклопедическими знаниями, историк, филолог, археолог, фольклорист, эпиграфист, педагог, писатель. Интенсивная деятельность Османа Акчокраклы в 1920-начале 1930-х годов отмечена серьезными научными открытиями и достижениями.

Увы, изменение политической ситуации в стране во второй половине 1920-х повлияло и на развитие научно-гуманитарных исследований в области крымоведения. Начинаются преследования представителей интеллигенции. Летом 1934 года Осман Акчокраклы снят с должности преподавателя Крымского педагогического института с обвинением в национализме и уволен из института. Некоторое время он преподает в комсомольской школе, а затем в надежде переждать плохие времена покидает Крым и переезжает к сестре в Баку. Но и тут спастись не удается. В апреле 1937 года Осман Акчокраклы арестован и направлен в Симферополь.

Его обвиняли в восхвалении пантюркизма Исмаила Гаспринского, контрреволюционной пропаганде и шпионаже. Конечно, это был полнейший абсурд… На суде Акчокраклы заявил о своей невиновности. Но 17 апреля 1938 года выездной сессией Верховной Коллегии Верховного Суда СССР Акчокраклы был приговорен к высшей мере наказания. В тот же день он был расстрелян.

И на фото, и в научной жизни они часто были вместе – Осман Акчокраклы и Усеин Боданинский. Может быть, когда-нибудь это станет известно, но сегодня невозможно ответить на вопрос, знал ли Акчокраклы, что этот же день стал последним для его друга и коллеги Усеина Боданинского…


Осман Акчокраклы и Усеин Боданинский

Усеин Боданинский – выдающийся представитель крымскотатарской культуры, художник, искусствовед, этнограф, историк, один из организаторов и руководителей археологических и этнографических экспедиций по Крыму, основатель и директор первого национального музея крымских татар – Бахчисарайского дворца-музея. Масштаб его личности был известен даже при его жизни, но и это его не спасло…

Масштаб личности Усеина Боданинского был известен даже при его жизни,
но и это его не спасло…

Как свидетельствовала одна из официальных характеристик, «директор Бахчисарайского музея Боданинский Усеин – хороший знаток крымскотатарской культуры. Крупнейшая научная единица среди крымских татар. Искусствовед. Имеет специальное художественное образование».

В 1934 году этот виднейший специалист был отстранен от заведования Бахчисарайским музеем. Потом он работал художником-декоратором на стройках Москвы и в Грузии. В 1937-м в Тбилиси был арестован по обвинению в национализме. Приговор – высшая мера наказания. Расстрелян 17 апреля 1938 года в Симферополе.

Третий герой на фотографии – музыкант Асан Рефатов – в 1925-1926 годах участвовал в знаменитой археологической и этнографической экспедиции Бахчисарайского музея под руководством Усеина Боданинского. В рамках этой работы он собирал и записывал крымскотатарский фольклор…

В 1926 году Рефатов покидает Крым, чтобы продолжить образование в Азербайджанской государственной консерватории, теоретико-композиторский факультет которой он окончил в 1929 году.


Асан Рефатов

По завершении учебы он остается в Азербайджане – преподает, работает дирижером художественного театра, затем назначен заведующим учебной частью Азербайджанской консерватории, а вскоре и проректором консерватории. В 1933 году Рефатов – музыкальный редактор тюркского сектора Азербайджанского комитета радиофикации и радиовещания при СНК АССР. Все это время композитор активно творит – он пишет музыкальные драмы «Лейли и Меджнун», «Чора Батыр», «Таир и Зоре», ставившиеся в Крыму. В Баку ставится его опера «Кузнец Гяве», исполняется сюита «Шештер», «Крымская сюита».

В 1935 году Асан Рефатов возвращается в Крым. В следующем году на Всесоюзном радиофестивале исполняются его произведения и произведения другого известного крымскотатарского композитора Яя Шерфединова. Тогда же в Москве вышла записанная на грампластинке драма Рефатова «Той девам эте» («Свадьба продолжается»).

Зимой 1937 года шли репетиции музыкальной пьесы «Арзы къыз» («Девушка Арзы»)… Массовые аресты крымскотатарской интеллигенции в начале рокового 1937-го обрывают творческую карьеру Асана Рефатова. В апреле 1937 года арестован его брат Решат – также музыкант, через год та же участь постигла отца – глубокого старика Мамута Рефатова.

Особым совещанием при НКВД СССР от 14 февраля 1938 года Решат Рефатов был приговорен за контрреволюционную деятельность к 8 годам исправительно-трудового лагеря, отбывал наказание в лагере в Архангельской области РСФСР.

Выездной сессией Верховного Суда СССР 17 апреля 1938 года судили его брата – известного композитора Асана Рефатова. Судебное заседание продолжалось 20 минут. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Арестованный Мамут Рефатов не подтвердил своего участия в курултаевском движении и в том, что он в прошлом состоял членом партии «Милли-Фирка», но все равно Мамут Рефатов был приговорен к расстрелу.

Меинова называют одним из основоположников крымскотатарского театра –
и это не преувеличение

Судьба последнего, четвертого, героя этой фотографии Джеляла Меинова сложилась не менее трагично. Сегодня Меинова называют одним из основоположников крымскотатарского театра – и это не преувеличение…

В 1926 году Джеляла Меинова вызвали в областной отдел культуры и предложили создать труппу Татарского драмтеатра при Русском драмтеатре. Он активно принялся за работу. Меинов познакомился с Усеином Боданинским и Асаном Рефатовым, другими деятелями крымскотатарской культуры. Боданинский помогал ему в художественном оформлении спектаклей, а Асан Рефатов – в музыкальном. В 1928 году Джелял Меинов был арестован и отправлен сроком на 5 лет в лагерь на Соловки.

Он вернулся в Крым, однако жить на родине ему было запрещено. Меинов забрал семью и уехал в Ташкент. В 1938 году его вновь арестовали и отправили в лагерь. Здесь спустя несколько лет он заболел и умер, не дожив до окончания срока. Двадцать лет спустя Джелял Меинов был посмертно реабилитирован по двум необоснованным заключениям.

Столь трагично сложились судьбы людей на фотографии. Их научные и творческие биографии могли быть значительно более долгими и счастливыми. Увы, тоталитарный сталинский режим прервал их жизненные пути на самом взлете…

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Воспоминания узников ГУЛАГа
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
| Из когорты одержимых
| Если ты ссыльный
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus