Автор: Елена Истомина
31.10.2018
30 октября в селе Верх-Иньва окружное отделение общества «Мемориал» установило знак в память о 13 репрессированных местных жителях: семерых из них расстреляли, а шестерых отправили в лагеря. Дело был сфабриковано сотрудниками НКВД: крестьян обвинили в контрреволюционной-повстанческой деятельности, подготовке восстания и захвату Советской власти вооруженным путем. Подробнее рассказывает правнук одного из осужденных Алексей Никулин.
1935-37 годы ХХ столетия стали для молодой довоенной страны Советов самыми трагическими. Политические репрессии захлестнули все уголки Советского Союза. Не обошли годы террора и далекий Коми край.
Мой прадед по материнской линии Симонов Иван Егорович, 1871 года рождения, из деревни Лелёво Кудымкарского района служил в Верх-Иньвенской церкви церковным старостой. Всю жизнь трудился на земле. Кроме небольшой пасеки пчел и сада никакого богатства не имел. Но даже за это в 1931 году был причислен к классу кулаков и раскулачен, а в 1933 году органами ОГПУ арестован повторно, якобы, за накопленное и скрытое от власти золото. Но роковым для него и его товарищей стал 1937 год.
В это время по краю гремели дела «врагов народа». Органы НКВД расправлялись со старой гвардией большевиков, заводили дела против национальной интеллигенции, сельских активистов-стахановцев и духовенства. Следователи НКВД мастерски изобретали и доводили до суда «троек» десятки надуманных дел. Сотни и тысячи репрессированных коми-пермяков эшелонами направлялись в ГУЛАГ.
В сентябре 1937 года карательные органы НКВД Уральской области и Коми-Пермяцкого округа сфабриковали очередное «громкое дело». Обнаружили и разоблачили в Верх-Иньвенском и Дёминском сельских советах контрреволюционно-повстанческую организацию церковников. Якобы, она существовала в Коми-Пермяцком округе с 1933 года и была создана благочинным священником Верх-Иньвенской церкви Овчинниковым Иваном Васильевичем.
Первый список «врагов народа» по делу церковников был сформирован в органах НКВД в начале осени 1937 года. Он состоял из 10 человек:
Рукавишников Эмануил Семёнович, дьякон Верх-Иньвенского храма. Зубов Семен, кулак, церковный староста из села Верх-Иньва. Симонов Иван Егорович, церковный староста из села Верх-Иньва. Ковыляев Елизар Егорович, кулак из деревни Егорово. Зубов Исак Андреевич, кулак из села Верх-Иньва. Ермаков Василий Исакович, кулак из деревни Силино. Мысов Андрей Григорьевич, кулак из деревни Разино. Трошев Василий Михайлович, кулак из деревни Разино Ковыляев Иван Егорович, кулак из деревни Егорово. Четин Николай Корнилович, кулак из села Верх-Иньва.
Сотрудники НКВД обвиняли их в контрреволюционной — повстанческой деятельности, в подготовке восстания и захвату Советской власти вооруженным путем:
«… церковные праздники они ходили по деревням и выявляли враждующе настроенных против Советской власти людей, проводили пропаганду, распространяли ложные провокационные слухи о предстоящей гибели Советской власти, чтобы потом, совместно с капиталистическими государствами свергнуть в Советском Союзе большевистскую власть. Для этой цели они имели оружие в количестве 4 единиц. Наряду с этой деятельностью все они обвинялись в систематическом распространении среди населения провокационных сведений о гибели Советской власти…»
Моему прадеду Симонову Ивану Егоровичу вменяли:
«…что Симонов И.Е. лично проводил сбор денег на оружие для контрреволюционной-повстанческой деятельности. В течение 1934-35 г.г. члены организации проводили богослужения в доме Овчинникова И.В, куда собирались кулаки и церковные активисты по 20-25 человек. Говорили о том, что коммунисты убивают в людях духовность, разрушают церкви и храмы. За время пребывания в организации Симонов И.Е. вовлек в «борьбу с Советами» своего сына — Симонова Герасима Ивановича и родственников — отца с сыном Сысолетина Ивана Павловича, кулака из с. В-Иньва и Сысолетина Пётра Ивановича, сына кулака».
К тому времени Симонов Иван Егорович жил с моей прабабушкой Симоновой Ириной Митрофановной, 1867 года рождения. Они воспитывали сына Герасима, дочерей Ирину и Анастасию.
Обыски и аресты прошли в один день в Верх-Иньве и в Демино. Мой прадед возвращался с рыбалки, когда к ним нагрянули чекисты. В протоколе обыска от 26 сентября 1937 года указано, что в доме Симонова И.Е. обнаружено: одно гладкоствольное курковое ружьё, паспорт от 1918 года, деньги старого образца, серебряная монета на 1 р. 57 коп, деньги советских знаков 539 р.02 коп.
В эти же дни были арестованы остальные участники контрреволюционно-повстанческой организации церковников. Судом «тройки» НКВД семеро из них были приговорены к расстрелу, а шесть человек, в том числе и мой прадед, направлены в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа сроком на 10 лет.
К высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества приговорены:
Ермаков Василий Александрович, 1879 года рождения, крестьянин-единоличник из деревни Силина. Расстрелян 3 октября 1937 года. Ермаков Николай Исакович, 1903 года рождения, крестьянин-единоличник из деревни Силина. Расстрелян 3 октября 1937 года. Зубов Исаак Андреевич, 1871 года рождения, крестьянин-единоличник из села Верх-Иньва. Расстрелян 3 октября 1937 года. Ковыляев Елизар Егорович, 1874 год рождения, крестьянин-единоличник из деревни Ковыляево. Расстрелян 9 октября 1937 года. Ковыляев Иван Егорович, 1899 года рождения, крестьянин-единоличник из деревни Егорова. Расстрелян 3 октября 1937 года. Мысов Андрей Григорьевич, 1875 года рождения, крестьянин-единоличник из села Верх-Иньва. Расстрелян 3 октября 1937 года. Рукавишников Эммануил Семенович, 1895 года рождения, священник церкви Сретения Господня села Верх-Иньва. Расстрелян в октябре 1917 года.
К 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества приговорены:
Зубов Семен Данилович, 1871 года рождения, церковный староста церкви Сретения Господня села Верх- Иньва. Ермаков Григорий Андреевич, 1904 года рождения, деревня Квать-Пелев. Полуянов Федор Егорович, 1897 года рождения, деревня Квать-Пелев. Полуянов Яков Алексеевич, 1891 года рождения, деревня Квать-Пелев. Симонов Иван Егорович, 1871 года рождения, деревня Лелева, церковный староста церкви Сретения Господня села Верх- Иньва. Старцев Никифор Андреевич, 1882 года рождения, село Верх-Иньва.
В 1956-57 годы их всех реабилитировали. Но как сложилась судьба моего прадеда и его товарищей в лагерях, неизвестно. Материала об этом практически нет. Только ходили слухи о том, что в 70-е годы в автобусе мои родственники случайно встретили одного из репрессированных по этому делу. Они узнали от него, что уже после войны, отбыв срок, возвращаясь на родину, Симонов Иван Егорович скончался по дороге, где и был наспех похоронен. Правда, где и при каких обстоятельствах это было, думаю, выяснить будет уже невозможно.
Поделиться: