В Кудымкаре установили знак «Последний адрес» в память о писателе Андрее Зубове


Источник

13.07.2018

3 июля в Кудымкаре вспоминали писателя Андрея Зубова. Его расстреляли в 1937 году по выдуманному обвинению. В память о писателе на доме, в котором он жил и из которого его увели сотрудники НКВД навсегда, горожане установили мемориальную табличку «Последний адрес».

«Андрей Никифорович любил жизнь и весь полностью отдавался работе. Закончив трудовой день в школе, он, обычно, отдыхал до 10 часов вечера, а затем садился за свою творческую работу до 2-3 часов ночи, а то и позднее», — говорится в воспоминаниях жены писателя Валентины Зубовой.

Андрей Зубов. Фото предоставлено пермским отделением «Мемориал».

Андрея Зубова считают основоположником коми-пермяцкой литературы. Вернувшись в Кудымкар после учебы в Сыктывкаре, юноша занялся разработкой коми-пермяцкого языка. Орфография, терминология – это все его заслуги. Он составил первую после букваря книгу для чтения на родном языке. Собирал фольклор, переводил на коми-пермяцкий язык русскую классику, писал сам…

Его творческий псевдоним – Питю Öньö, где Öньö – это Андрей, а Питю – Никифор. Никифора Андрей – так можно перевести псевдоним писателя. В коми-пермяцких деревнях люди до сих пор называют так друг друга: Кузя-Васька (Василий Кузьмич), Коля-Пэ (Николай Прокопьевич).

Вспоминая мужа, Валентина Зубова не раз замечала, что Андрей Никифорович искренне хотел помочь «родному темному народу»: просветить его, поднять его культуру через искусство и литературу.

Участники областной олимпиады художественной самодеятельности в Свердловске. В верхнем ряду слева — Андрей Зубов, 1931 год. Фото с сайта «Энциклопедия Пермского края».

Современники называли Андрея Никифоровича душой компании, очень веселым, общительным и артистичным человеком. Писатель Михаил Хорошев, изучавший биографию и творчество Андрея Зубова, рассказывает:

— Когда он (Андрей Зубов – прим. авт.) прочитал несколько стихотворений и красивым голосом спел коми-пермяцкую песню, Федор Гаврилович Тараканов (один из энтузиастов-радетелей коми-пермяцкого языка – прим. авт.) вскочил и принялся его обнимать.

Писатель увлекался ботаникой. В 1934 году он поступил в Пермский биологический научно-исследовательский институт, откуда его вскоре перенаправили в НИИ им. И.В. Мичурина. Из Мичуринска кудымкарец привез саженцы и основал в столице Пармы плодово-ягодный питомник.

— Сегодня мы едим иргу, крыжовник… Они появились в Кудымкаре благодаря писателю, — рассказывает заведующая краеведческим отделом Окружной библиотеки Екатерина Козлова.

Подтверждает это и ученица Андрея Никифоровича П. Мехоношина. Вот что говорится в ее воспоминаниях: «Из Мичуринска он привез первые саженцы фруктовых и ягодных культур, было их несколько сот. Выгрузили их возле его дома за Синим мостом, на краю дороги».

В этом доме по улице Свердлова, 7 жил писатель Андрей Зубов. Фото предоставлено Пермским отделением общества «Мемориал».
Сейчас дом, в котором жил писатель, выглядит так. Фото: Владимир Яновский, «ПН».

Жил Андрей Зубов в деревянном доме, за Синим мостом. Сейчас эта улица называется Свердлова, тогда была Ленина. 3 июля на доме, в котором сегодня живут уже другие люди, работники библиотеки и члены общества «Мемориал» установили знак «Последний адрес».

16 августа 1937 года из этого дома сотрудники НКВД увели коми-пермяцкого писателя навсегда. Сначала его держали в тюрьме, которая, по воспоминаниям очевидцев, находилась в районе восьмой школы, а потом направили в Свердловск.

Уже 7 сентября тройка при УНКВД Свердловской области признала 37-летнего Андрея Зубова виновным в участии в контрреволюционной национал-шовинистской организации и приговорила к высшей мере наказания. Расстреляли писателя под Свердловском 8?сентября 1937 года.

По мнению НКВД, организация, в которой состоял Андрей Зубов и другие видные деятели Коми округа, ставила своей целью объединение угро-финских национальностей с последующим отделением от СССР и присоединением к Финляндии. За это же расстреляли и другого коми-пермяцкого писателя – Михаила Лихачева.

— Одним из последних, кто видел Андрея Никифоровича живым, был Парфен Федорович Порсев. Он работал главным механиком комбината «Комипермлес», его арестовали 18?июля 1937 года и осудили на 10 лет исправительно-трудового лагеря, — говорит Михаил Хорошев.

В 1955 году, когда репрессированных начали реабилитировать, на допросе следователя Парфен Порсев рассказывал:

«Помню еще один случай, вместе со мной содержался некто Зубов Андрей Никифорович, учитель и коми-писатель, который вернувшись с одного из допросов был в очень хорошем, веселом настроении и рассказал арестованным, что он подписал все, что ему велели, не читая, и что за этого его обещали через полгода освободить, так как он ни в чем не виновен».

Это вторая табличка «Последний адрес», которая установлена в Кудымкаре. 22 ноября была установлена первая, памяти Михаила Лихачева.

– Всего же в Пермском крае установлено 29 табличек «Последний адрес», — говорит во время церемонии научный сотрудник пермского общества «Мемориал» Александр Чернышов.

Проект «Последний адрес» — это гражданская инициатива, направленная на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиями в годы советской власти. В память о пострадавшем на стене дома, из которого человека в свое время увели, устанавливается маленькая, размером с ладонь, мемориальная табличка.  Любой желающий может установить табличку, подав заявку на сайте проекта. Стоимость таблички составляет четыре тысячи рублей.Координатором проекта «Последний адрес» в Пермском крае является Александр Чернышов. Фото: Владимир Яновский, «ПН».

Инициаторами установки знака «Последний адрес» в память об Андрее Зубове выступили работники Кудымкарской детской библиотеки, которая с 1993 года носит имя писателя.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Мартиролог репрессированных
Что отмечено на Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
| Не кричи, не плачь…
| Меня звали вражинкой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus