Объявлен конкурс для участников Международной студенческой школы «Вспоминая конфликты, думая о будущем: пишем историю вместе»


22.06.2018

Берлинское отделение международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»

при поддержке

Министерства иностранных дел ФРГ (программа «Сотрудничество с гражданским обществом в странах Восточного партнерства и России»)

Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» (Киев)

Независимого фонда «Новая коллекция» (Пермь)

объявляют конкурс для участников

Международной студенческой школы

 

ВСПОМИНАЯ КОНФЛИКТЫ, ДУМАЯ О БУДУЩЕМ:

ПИШЕМ ИСТОРИЮ ВМЕСТЕ

14-21 октября 2018

Кутаиси (Грузия)

 

Историческое прошлое оказывается мощным конфликтогенным фактором, что делает значимыми практики выведения исторического знания из сферы конфликта путем обнажения базовых ценностей, положенных в основу интерпретаций прошлого. Предлагается проект по примирению в контексте исторической памяти для студентов из Беларуси, Германии, России и Украины. Выбор стран обусловлен наличием значительного числа конфликтов памяти, используемых в целях разжигания ненависти между ними. Историческое сознание стран-участниц проекта включает знание о взаимных преступлениях и обидах. Все страны объединяет также опыт проработки памяти Холокоста (как поворотного пункта европейской стратегии исторической памяти в целом) в каждой конкретной стране.

Разный опыт проработки прошлого делает участие в школе полезным для представителей всех стран: одинаково полезно как перенимать успешный опыт, так и анализировать существующие в современном европейском пространстве агрессивные героические нарративы. Наметившиеся в последние годы точки европейского напряжения нового качества требуют выработки навыков переключения в другие способы интерпретации конфликта, создают острую необходимость работы в международных командах, представители которых противостояли бы изоляционистским тенденциям, наметившимся в политике многих европейских стран.

Базовой установкой организаторов школы является отказ от стратегии сглаживания острых углов и умалчивания конфликтных ситуаций. Мы придерживаемся принципа принятия ответственности за историческую память, что предполагает критическое видение истории и отказ от прямолинейности героического нарратива. 

Мы предлагаем проект по совместной проработке проблем будущего для студентов, готовых стать агентами изменений в своих обществах. Целью проекта является выработка у участников навыков анализа манипуляций историческим материалом, противостояния разжиганиям конфликтов на базе исторической памяти, полемики с ориентированной на конфликт риторикой, работы с травматическим историческим материалом на основании принципов ответственности, высшей ценности человеческой жизни и достоинства, уважения к культурному и нарративному разнообразию.

В проекте участвуют студенты Беларуси, Германии, России и Украины. Летом 2018 года отбираются команды по пять студентов от каждой страны. В начале августа в каждой из стран-участниц для национальных команд проводятся подготовительные двухдневные семинары, вводящие студентов в проблематику примирения исторической памяти. Семинары включают лекционный день и день рефлексии над травматическими моментами истории как собственной страны, так и стран участниц. Студенты обозначают те моменты, которые могут стать источниками конфликтов памяти между разными государствами. В течение месяца после семинара студенты разрабатывают получасовую презентацию, в которой показывают обнаруженные ими конфликтные узлы памяти.

Второй этап (октябрь): недельная международная студенческая школа с участием подготовленных уже команд. Школа включает: 1) освоение принципов работы в конфликтной ситуации и освоение оптики другого (первый день); 2) теоретическую работу с преподавателями (четыре дня); 3) практическую работу студентов в интернациональных группах (два дня). Финальным этапом школы является разработка студентами в интернациональных группах фрагментов учебника истории, который может быть использован в каждой из стран. В качестве базового примера используется немецко-французский учебник истории и ряд иных международных инициатив, направленных на преодоление конфликтов прошлого в контексте строительства неконфликтного будущего.

Третий этап проекта (ноябрь-декабрь) предполагает презентацию результатов проекта в местных СМИ, вузах, на площадках неформального образования и гражданских форумов.


Организаторы берут на себя оплату проезда и проживания участников как во время подготовительных семинаров, так и во время октябрьской школы в Грузии.


Язык работы школы: английский.


Участниками школы могут стать студенты, которые до 15 июля представят на английском языке свое CV и мотивационное письмо с пояснением своего видения проблемы совместной проработки сложных моментов истории для выстраивания возможности максимально неконфликтного будущего (объем 6000 знаков). Приветствуется информация об имеющемся у студента бекграунде в освоении проблематики исторической памяти. При этом мы ждем мотивационные письма вне зависимости от наличия публикаций или стажировок студента в обозначенной области.


Партнером проекта выступает пермское отделение международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»


Конкурсные заявки просим присылать по адресу: kamen.septem@gmail.com 

 

Координатор проекта с российской стороны

Алексей Александрович Каменских,

к. филос. наук

     

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
Компас призывника
«Вместе!»
| Мама верила, что он невиновен
| Факт ареста отца марает мою биографию
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus