Автор: Георгий Форд
31.01.2018
Карта террора и ГУЛАГА, размещённая на сайте пермского общества Мемориал, пополнилась 44 новыми объектами. Все они относятся к одной категории — это так называемые исправительно-трудовые колонии (ИТК).
«Здесь важно понимать, — говорит председатель пермского Мемориала Роберт Латыпов, — основной контингент таких ИТК составляли осуждённые, имеющие приговор до трёх лет лишения свободы. В этом основное отличие ИТК от других лагерных учреждений, например, „отдельных лагерных пунктов“, где концентрировались заключённые с большими сроками. Среди узников ИТК был немалый процент осуждённых по „политической“ 58-ой статье».
Роберт Латыпов обращает внимание на то что, значительная часть таких колоний действовала непосредственно на территории города Молотов (Пермь с 1940 по 1957 гг.). Судя по карте, ИТК размещались во всех уголках растущего города — там, где шла более-менее значительная стройка.
Так, много заключённых трудилось на заводе № 19 (ныне — это «Пермские авиамоторы»), на заводах № 33 («Инкар») и № 90 («Камтэкс-Химпром»), на территории лесозавода «Красный Октябрь», на стройке Камской ГЭС и других городских объектах.
Фото: Пермский Мемориал
Заключённые принимали непосредственное участие в строительстве Дома культуры завода имени Сталина (ныне — ДК имени Солдатова), как и всего близлежащего жилого микрорайона, более известного пермякам как «Тихий Компрос». С большой уверенностью можно утверждать и факт участия заключённых и в строительстве здания управления МВД (Комсомольский проспект, 74), знаменитой высотки с народным названием «Башня смерти».
Фото: Пермский Мемориал
«Весьма любопытный момент открывается при анализе того, как это официально оформлялось и подавалось. — рассказывает Роберт Латыпов. — Всё-таки, согласитесь, сразу 67 колоний в одном городе (и это не считая других лагерных учреждений и тюрем) как-то многовато. Глядя на карту города, вообще создаётся ощущение, что город был одной сплошной зоной, тем более учитывая факт, что треть, если не половина, рабочей силы на отдельных строительствах и обслуживании предприятий были заключёнными ГУЛАГа. Это обстоятельство надо было как-то скрыть, ведь могло показаться странным такое принудительное и насильственное движение „вперёд к коммунизму“».
Фото: Пермский Мемориал
Почти все колонии официально назывались «хозяйственными учреждениями» или «хозяйственными организациями», с которыми управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний УМВД Молотовской области составлялся договор, на основании которого заключённые и направлялись на работы. Поэтому в доступных нам архивных документах 1939, 1949 и 1950 годов лагерные зоны УИТЛК часто не имеют своего привычного названия и номера, а именуются как вполне себе гражданские учреждения и организации. «Молотовуголь», «КамГЭС», «Завод № 172», «Заготзерно» и даже «Ликёроводочный завод».
Поделиться: