Автор: Ирина Кизилова
18.01.2018
На сайте Госдумы размещен проект закона, меняющего правила призыва на военную службу. Что это за изменения и чем они грозят молодым людям призывного возраста, мы попросили рассказать подробнее руководителя общественной правозащитной приемной Пермского краевого отделения общества «Мемориал» Ирину Кизилову.
Предлагаемые изменения продиктованы желанием облегчить жизнь военных комиссариатов за счет сужения прав призывников. Это понятно: автор проекта, Андрей Красов как указано на том же сайте, является заместителем председателя думского комитета по обороне. Сегодня молодой человек должен явиться по повестке только, если сам получил ее от сотрудника военкомата (или от руководителя организации, в которой работает или учится) и лично расписался за нее. Во всех других случаях повестка считается не врученной ненадлежащим образом, и неявка по ней не влечет никакой ответственности.
Новый законопроект, не отменяя нынешний способ вручения, предлагает разрешить отправлять повестку заказным письмом с уведомлением, и ставить подпись в квитанции о ее вручении любому совершеннолетнему члену семьи призывника. Отказ от получения письма с повесткой будет считаться уклонением от призыва. Если отправленная по почте повестка пришла после указанной даты явки в военкомат, призывник должен будет прийти туда в течение 3 дней после получения письма. Если на момент получения письма призыв уже закончился, молодой человек должен самостоятельно явиться в военкомат до начала следующего призыва.
Последняя из перечисленных выше мер настолько противоречит конституционным нормам и нынешнему законодательству, что это отмечено даже в отзыве на законопроект правительства РФ. Хотя в целом оно поддержало этот документ, и значит, скоро Дума рассмотрит его.
В пояснительной записке к проекту его автор объясняет свое стремление ужесточить ответственность призывников тем, что слишком много молодых людей скрываются от получения повесток, и утверждает: таковых на начало минувшего года насчитывалось около 170 тысяч человек.
Что ж, цифра, действительно немалая. Но прежде, чем ужесточать правила призыва, стоило бы задуматься, нет ли других способов привлечения молодежи призывного возраста в военкоматы. Мой многолетний опыт защиты прав этого контингента говорит о том, что желание избежать получения повестки у очень подавляющего большинства ребят связано скорее всего с незнанием своих прав. Например, многие из них не знают, что если у гражданина есть убеждения или верования, которым противоречит несение военной службы, они могут подать заявление о ее замене на альтернативную гражданскую службу. И что такое заявление надо подать за полгода до начала своего призыва. Сотрудникам военкоматов следовало бы как можно больше давать информации об этом в СМИ, а они зачастую боятся вывесить информацию даже в стенах своего учреждения. Чего боятся? Что все парни вдруг ринутся к ним с заявлениями на АГС и не будет выполнен план набора на военную службу? Да ничего подобного. Наряд на призыв из года в год в Пермском крае успешно выполняется, потому что молодежи призывного возраста у нас во много раз больше, чем необходимое число новобранцев. А вот альтернативно служащих надо бы побольше: всем известно, что у нас очень много незанятых рабочих мест санитаров в домах инвалидов и больницах. Вот где нужны те ребята, которые сегодня боятся приходить по повесткам, потому что их убеждениям и верованиям противоречит военная служба, а призывные комиссии не хотят об этом слышать.
Не знают многие парни, прячущиеся от повесток, и о том, что у них есть непризывные заболевания, с которыми никто не может направить их на военную службу (как и на альтернативную). Чтобы узнать о наличии этих заболеваний, надо пройти независимое обследование и принести его результаты в военкомат. Но они боятся приходить, потому что молодежная аудитория полна слухами о том, как медики в военкоматах игнорируют эти медицинские документы, как грубо относятся к молодым людям, заявляющим о своих правах на дополнительное обследование. Пусть сотрудники военкоматов и члены медкомиссий изменят отношение к призывникам, и бегающим от повесток будет меньше.
И вот еще что важно: с 1 января по 31 марта в стране проходит кампания постановки шестнадцатилетних подростков на первичный воинский учет. Многие подростки и их родители относятся к ней как к чему-то не первостатейному: мол, вот когда призыв будет, тогда и будем волноваться. Между тем это очень ответственный период как для сотрудников военкоматов, так и для подростков и их родителей. Для родителей, пожалуй, больше всего, потому что по Семейному кодексу РФ именно они отвечают за своего ребенка до достижения им совершеннолетия, то сеть 18 лет. Именно родители, а не учителя, и не сотрудники военкоматов должны взять под свой личный контроль процедуру постановки на первичный воинский учет своего сына. Для этого необходимо до прихода подростка на медкомиссию провести его по независимым врачам-специалистам, чтобы точно знать (если не знали до этого) соответствует ли его здоровье тем требованиям, которые предъявляются новобранцам. Если всё это будет сделано вовремя и честно, не надо будет прятаться от повесток.
Мы все должны помнить: вооруженным силам не нужны новобранцы с непризывными заболеваниями. Командиры воинских подразделений каждую весну и осень стонут, получая среди нового пополнения большой процент больных. И отправляя их в санчасти и госпиталя, конечно, поминают недобрым словом сотрудников военкоматов и призывных комиссий, закрывших глаза на непризывные заболевания ради выполнения плана призыва.
Так что лучше, по моему мнению, навести порядок проведения призывных кампаний, чем ужесточать правила призыва.
Поделиться: