Автор: Андрей Щукин
21.08.2017
В двух городах Свердловской области (Екатеринбурге и Нижнем Тагиле) продолжают действовать общественные правозащитные приемные для призывников, претендентов на альтернативную гражданскую службу, альтернативнослужащих и военнослужащих по проекту Пермского краевого "Мемориала" "Право на альтернативу". Предлагаем вниманию читателей публикацию координатора проекта в Нижнем Тагиле Андрея Щукина.
В российскую армию необходимо ввести обязательный призыв женщин. Такое заявление сделала уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова на форуме «Территория смыслов на Клязьме». По её словам, тот факт, что сегодня женщин не призывают, нарушает их права.
«Может, не все меня поддержат, но я считаю, что девчонки у нас ущемлены в праве служить срочную службу солдатом», — сказала российский омбудсмен.
Напомню, в настоящий момент на срочную службу могут призываться лишь молодые люди от 18 до 27 лет. Гражданин призывного возраста в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
Москалькова не уточнила, считает ли она необходимым сделать обязательным призыв для девушек или же нужно дать им возможность отправляться на срочную службу по желанию. Как полагала омбудсмен, такая система будет привлекать девушек в армию. Она отмечала, что с помощью женщин в российской армии могут быть созданы медицинские или психологические службы, которые сделают службу в армии «гуманнее».
Также Татьяна Москалькова предлагала предоставить женщинам-военнослужащим льготы, как в израильской армии, когда девушки могут ночевать не в казарме, а дома, а затем приходить на службу. Также в Израиле служба оплачивается и у срочников есть право поступать в высшие учебные заведения на льготных условиях. Кроме того, девушки в израильской армии получают профессию во время прохождения военной службы.
Интересно, откуда Москалькова знает про израильские льготы после службы в армии? В России солдаты-срочники после службы в армии могут поступить на подготовительное отделение выбранного вуза, причём на выбранную ими специальность. Однако здесь имеется определённое требование, которое заключается в том, что выбор должен осуществляться в пределах квоты, которая была выделена государством. Учитывая, что бюджетные места с каждым годом сокращаются, а конкурс чрезмерно велик. Да и не забываем, что после года армии у молодых людей теряются основные знания школьной программы, поэтому у них недостаточно знаний, чтобы полноценно и хорошо подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение.
Военные эксперты, опрошенные изданием «Газета.Ru», отнеслись к инициативе Москальковой скептически. Если вести речь о срочной службе, то это не право, а обязанность. Когда говоришь, надо выбирать слова. Иначе тебя могут просто не понять, пояснил военный эксперт полковник в отставке Михаил Тимошенко.
Современные казармы, где проживают военнослужащие срочной службы, просто не предназначены для того, чтобы там размещались женщины, утверждает эксперт. «Представьте себе современных российских призывников. Они что, выпускники Гарварда или Йеля и говорят дамам "извольте-позвольте"? Нет, у них зачастую мат идёт через слово. Ну и да, вдобавок сразу возникнет проблема, куда женщина-призывник будет ходить в туалет и где ей помыться», — отметил Тимошенко.
Если обратиться к мировому опыту, то пока одной из немногих армий в мире, которая комплектуется как призывниками мужского пола, так и призывниками-женщинами, являются вооружённые силы уже упомянутого Израиля. Причиной тому стали события 1947-1949 годов, когда страна была вынуждена вести войну с коалицией из восьми арабских государств одновременно. Тогда израильское руководство объявило призыв для всех граждан страны, который действует и поныне. Может быть, Российская Федерация тоже решила объявить войну (неофициально) восьми странам, а идеи Москальковой – это подготовительный этап?
В заключение хотелось бы узнать, а госпожа Москалькова сама горела когда-либо желанием идти служить срочную службу? Почему кто-то сидящий в высоких кабинетах должен решать за кого-то, как ему быть?