Автор: Сергей Кучевасов
Фото: Тимур Абасов
11.04.2017
Заявку на установку мемориальной таблички «Последнего адреса» Леонида Косарева подал его племянник Михаил. 18 июня 2016 она появилась на фасаде дома по улице Барамзиной, 42/3, который был построен на месте, где раньше жила их семья.
— Я родился в 1937-м, а в 1938-м расстреляли моего дядю», — вспоминает Михаил Косарев. — Но об этом мы узнали совсем недавно, точнее, три года назад, когда я начал составлять родословную своей семьи. Никто из моих родственников никогда не говорил о нём — времена были такие. Только однажды отец мне сказал, что тебе, Миша, будет сложно жить, уж слишком ты похож на Лёню.
Михаил Владимирович Косарев
В 1943 году родственники получили справку, что приговорённый по 58-й статье к десяти годам без права переписки Леонид Косарев умер в тюремной больнице от абсцесса головного мозга.
«Юмор у них что ли такой, у чекистов, выстрелили человеку в затылок, а через пять лет назвали это абсцессом мозга», — горько усмехается Михаил Владимирович.
Справка о смерти
СТУК-СТУК-СТУК
Косарев Леонид Михайлович родился в 1900 году в Глазове, но уже через год его родители переехали в Пермь. В середине 1930-х годов семья Косаревых получает квартиру в доме № 13 Железнодорожного посёлка, который был построен недалеко от вокзала Пермь-II, тогда улица, на которой они проживали, ещё не имела названия. Леонид Косарев, строитель по профессии, работал начальником Первого стройучастка станции Пермь-II, был женат, воспитывал сына Виктора.
Отец Косарева - Михаил Митрофанович
Трагическая страница в истории семьи Косаревых началась с того, что «за создание нервозной и нерабочей обстановки» был уволен с работы и исключён из партии сотрудник строительного участка станции Пермь-II. (Фамилию его Михаил Косарев знает, но просил нас не упоминать её, из-за того что, по его мнению, можно обидеть однофамильцев). И этот уже беспартийный и безработный решил жестоко отомстить своим бывшим товарищам. Первой его жертвой стал начальник политотдела участка — Олейников, который после первого же доноса был арестован и сгинул где-то на просторах ГУЛАГа.
Клеветник решил на этом не останавливаться и сочинил целую историю о шпионско-деверсионной антисоветской группе, которая якобы окопалась на этом участке и активно работала во благо иностранных разведок.
Одним из участников группы, по версии доносчика, значился и Леонид Косарев.
«И ведь, что самое противное, когда начинаешь читать материалы дела, в своих доносах этот — даже не знаю как его и назвать — не чурался никакой, даже самой абсурдной лжи», — брезгливо морщится Михаил Владимирович.
Ложь первая: Из доноса следует, что стройучасток построил трёхэтажный кирпичный дом на мусорной свалке, в результате чего образовалась трещина от фундамента до крыши. И скоро дом рухнет и унесёт с собой несколько жизней замечательных советских людей. Диверсия налицо.
«Дом стоит до сих пор на углу улиц Папанинцев и Боровая».
Дом на Папанинцев
Ложь вторая: Печки в этом и других домах якобы построены специально неправильно, чтобы нанести непоправимый урон нашему замечательному государству. Одна стена выложена в один или полтора кирпича, а другая — толщиной почти в метр. Явное разбазаривание или хищение социалистического имущества.
«Такое впечатление, что ни доносчик, ни следователи не видели за всю свою жизнь обычную русскую печь и не слышали про дымоходы, — говорит Михаил Косарев. — Я помню в детстве в этих печах нас, ребятишек, даже мыли родители. А когда я в 1961 году покидал свой старый дом, печь в нём всё еще стояла, и при необходимости её можно было бы спокойно растопить».
Ложь третья: Доносчик указал, что под руководством Леонида Косарева на станции Курья был построен тупик для взрывоопасных грузов. Якобы этот тупик был создан для того, чтобы можно было «разогнать на большой скорости вагон и направить его туда», в результате чего взрыв разнес бы весь поселок.
«Этот тупик спокойно проработал до тех пор, пока у посёлка Пролетарка не была построена специальная горка. — поясняет Михаил Владимирович. — За всё это время никаких происшествий там не было. Дело даже не в этом. Дядя мой был строитель, ему дали проект — он строит объект. Ясно же, что до начала всех работ проект был сто раз проверен, в том числе и НКВД».
КРОВАВЫЕ ЧЕРНИЛА
Следователи Соломатин и Новосёлов не стали утруждать себя проверкой фактов, изложенных в доносе. Они даже не стали выбивать из обвиняемого нужные им признательные показания.
На допросе мой дядя всё отрицал, и его подпись есть под каждым его ответом. Нквдешники сами настрочили необходимые свидетельские показания, сами же их и подписали.
К слову сказать, в 1940 году прокуратура при помощи графологической экспертизы установила факт подделки, и оба следователя попали под суд военного трибунала. Но на судьбу обвиняемого это уже не могло повлиять.
Леонид Косарев был арестован 9 сентября 1937 года.
17 мая 1938 постановлением Особого Совещания при НКВД СССР за «участие в шпионско-диверсионной организации и совершение крупных диверсионных актов на железнодорожном транспорте» Леонид Косарев был приговорён к расстрелу.
Приговор приведён в исполнение 3 августа 1938 года.
Справка о расстреле
Ни во время следствия, ни после его окончания Леонид Косарев не давал признательных показаний и никого не оклеветал.
Его сын Виктор погиб в 1942 году в боях под Ленинградом.
Список погибших
В 1943 году его вдова Галина Владимировна получила справку о его смерти от якобы абсцесса головного мозга и до конца своей жизни прожила в одиночестве.
Определением коллегии Верховного Суда СССР от 14 марта 1956 года Леонид Косарев был реабилитирован посмертно.
18 июня 2016 его «Последний адрес» был увековечен в Перми.
«К сожалению, мы не судим доносчиков и следователей, нам этого не дано», — посетовал Михаил Владимирович, но, по его мнению, приговор им вынесет сама история. А закончил он наш разговор строчками Омара Хайяма:
Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца!