О мультимедийном пособии "ИСТОРИЯ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ" (скачать)
Федеральный базисный учебный план отводит 70
часов на изучение предмета «История» в 11 классе. Из них на «Историю России» выделяется
время в объёме не менее 36 часов,
на «Всеобщую историю» – в объёме не менее 24
часов. Резерв учебного времени составляет 10 часов, которые могут быть
распределены учителем в зависимости от интересов школы или учащихся.
На сегодняшний день на историю ранней сталинской эпохи (с 1922 до 1941 годов) отводится обычно 5 часов, на историю Великой Отечественной войны – 7 часов и ещё 1-2 часа на социально-экономическое положение СССР после войны и восстановление народного хозяйства.
За это время надо успеть дать ученику очень много информации, а также привить ему навыки критического анализа источников, самостоятельного поиска информации, установления причинно-следственных связей между явлениями, ведения дискуссии по историческим проблемам, формулирования собственной позиции, используя исторические сведения. Учитель истории должен каким-то образом задействовать и региональный компонент. Не будем забывать и особенности реформы российского образования, по которой учителя вынуждены соотносить свою деятельность с подготовкой учащихся к тестам Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В предлагаемом пособии мы постарались учесть все эти моменты. Его цель – методически оснастить учителей материалами по преподаванию истории сталинской эпохи в современных условиях.
При его составлении мы решали сразу несколько задач:
Наши материалы и задания сделаны, в первую очередь, на местном, пермском архивном материале и воспоминаниях. В то же время, имеются подборки документов из центральных архивов, статей исследователей, опубликованных мемуаров (см. Раздел №1). Все эти материалы могут быть полезны на уроках истории в качестве иллюстраций, источников для критического анализа и аргументов для дискуссий. Учитель может выбрать для себя наиболее интересные задания, использовать их полностью или частично.
Серия презентаций и методологических разработок к ним позволяют провести интересные, наглядные и развивающие уроки на отдельные темы (см. Раздел №2). Большинство презентаций разработано в рамках пособия «История Большого террора» (авторы – А.Б. Суслов, С.А. Дианов, Д.С. Стринкевич, Л.И. Камакаева, Д.Н. Жадаев). Имеются также презентации, дидактические материалы и материалы для учителя, сделанные автором данного пособия.
Другие разделы пособия содержат задания для работы учащихся. Во-первых, это темы для дискуссий двух типов, разных по сложности (см. Раздел №3). Первый вариант дискуссии связан с анализом визуальных образов. Он предполагает формулирование своего мнения и его аргументацию. Это наиболее простой вариант дискуссии, он может органично вписываться в урок по определенной тематике и занимает немного времени. Второй вариант дискуссии проводится в форме дебатов. Его преимуществом является то, что активная позиция ученика сочетается с возможностью научиться критическому анализу источников и умению вести диалог, приводить аргументы, слушать оппонентов, задавать вопросы. Дебаты готовят учеников к решению заданий С7 по ЕГЭ – анализ исторических версий и оценок.
Во-вторых, разработана серия заданий, аналогичных вопросам С1-С3 ЕГЭ по работе с источниками (см. Раздел №4). Документы, которые предназначены для анализа, отобраны в пермских и московских архивах. Они интересны сами по себе и могут быть использованы в качестве иллюстрации при изучении соответствующей темы. К тому же их можно применять как для письменных работ, так и для устных обсуждений на уроках истории.
Надеемся, что наше пособие окажется для вас полезным. Свои замечания и дополнения по нему можно отправлять на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru
Отзывы преподавателей на мультимедийное пособие «История сталинской эпохи»
Записей не найдено.