Исторический раздел:

Отголоски ГУЛАГа


  

Следы прошлого и значение ГУЛАГа для культурной и исторической памяти современных россиян – таковы были главные темы нашей летней школы. Данная статья служит своего рода обобщением некоторых моих размышлений и замечаний относительно наследия ГУЛАГа в современной России.

Понятие «ГУЛАГ» для меня лично является обозначением массового лишения людей свободы и права выбора, синонимом контроля над повседневной жизнью людей. ГУЛАГ – это огромная система тюрем и лагерей, в которые была превращена половина нашей страны. Дискуссии и размышления относительно такого прошлого, безусловно, невозможны без учёта особенностей современных реалий.

А как выглядит наша сегодняшняя реальность? Неподалеку от мемориально-музейного комплекса «Пермь-36» сегодня находятся колонии, где содержатся заключённые, обвинённые судом по уголовным преступлениям. Эти зоны, как и в советский период, находятся рядом с обычными поселениями, где живут люди, которые ходят на работу, а их дети – в школу. Тюрьма – это часть их будней. Внешний вид тюрьмы и её быт со времен политических заключенных мало изменился. В этом мы смогли убедиться, посетив «Общественный музей ИК-35» в посёлке Центральный, рядом с действующей исправительно-трудовой колонией. Там пусть издалека и частично, но можно увидеть то, о чём в музее «Пермь-36» рассказывают и показывают на экскурсии.

Поменяем декорации. Город Пермь. В центре – бывшая тюрьма НКВД, ныне следственный изолятор. Вокруг этого места много толков. Но том, что раньше здесь была тюрьма НКВД, в повседневной жизни города его жителями никак не отражено, несмотря на то, что многие знают, что за этими стенами и сегодня находится СИЗО.

По возвращению из нашей экспедиции мне довелось услышать в автобусе разговор одной бабушки с её внучкой. Внучка, по всей видимости, ехала с бабушкой домой из школы,и они как раз проезжали мимо сквера, расположенного перед зданием бывшей тюрьмы НКВД. И бабушка начинает рассказывать внучке, что, мол, посмотри-ка, мы проезжаем сейчас сквер Декабристов. Он так называется потому, что первые деревья здесь были посажены декабристами, которые оказались в Перми по дороге в ссылку в Сибирь. Обо всём том, что происходило на этом месте в 1930-е годы, бабушка не обмолвилась ни словом. Вполне возможно, что она и не в курсе всех тех далеких трагических событий 1930-х годов. Между тем, на месте современного сквера находилась тюремная площадка, на которой заключённых выстраивали колоннами и под конвоем часовых с собаками грузили в машины. Их родные и близкие окружали в это время площадь и кричали их имена, в надежде услышать в ответ, что те ещё живы, и их просто пересылают в другую тюрьму или лагерь, что их ещё не расстреляли. В 1930-е годы на этом месте не росли деревья. Однако легенда о декабристах звучит куда романтичнее и удобнее, чем история об ужасах сталинского террора.

Когда автобус завернул за угол нынешнего СИЗО, внучка вдруг безо всякого подвоха показала на здание и спросила: «А это что такое?». Бабушка в ответ тихо, не меняя тона голоса и не пускаясь в дальнейшие объяснения, сказала: «Это тюрьма». Как будто это просто так устроено, что она здесь находится. Ну да, где-то же надо ей, в конце концов, находиться.

В России очень популярен так называемый русский шансон. Это песни, возникшие изначально в местах лишения свободы и рассчитанные на лиц, близких к криминальной среде. Позже песни получили своё распространение и за её пределами. В России есть даже одноименная радиостанция, специализирующаяся на музыке такого рода. Особой популярностью она пользуется у водителей автобусов, поэтому и пассажиры оказываются также невольными слушателями.

А в обиходно-разговорном языке населения бытует большое количество слов, которые своими корнями уходят в уголовно-блатной жаргон. А недавно на экранах России вышел комедийный фильм под названием «Каникулы строгого режима». Конечно же, про приключения заключённых! Эта жизнь заключённых и их будней вообще пользуется огромной популярностью на телевидении. В сетке вещания телевизионных каналов каждый сезон появляются телесериалы или художественные проекты, так или иначе связанные с тюремной тематикой. Можно сказать, что места лишения свободы, тюрьмы, лагеря были и есть часть повседневной жизни в России. И вряд ли от этого можно отгородиться, даже совсем нельзя.

И пока лагерная тема будет являться неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ГУЛАГ будет оставаться частью нашего Настоящего. А значит подвергать его переосмыслению как феномен прошлого и делать выводы, будет всё также сложно и некомфортно. 


 


Записей не найдено.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Компас призывника
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
| «Нас, как собак, покидали в телегу…»
| Меня звали вражинкой
| Главная страница, О проекте