4 февраля 1930 г.
с. Медянка
Уинского района
Пермского округа
Уральской области
Я, курсантка Пермской СПШ ТЮРИНА Анас[тасия] Андриан[овна], работаю на зимней практике в селе Медянке с 24 февраля. Со дня моего приезда идет в Медянке раскулачивание таким образом: ночью едут члены коммуны (председатель колхоза, секретарь партийной ячейки т. Ильин) к назначенным лицам и делают опись имущества полностью, с инвентаря, скота и до маленького гвоздичка и потом увозят в склад. Если попадается что съестное из продуктов, то оно попадало в руки ликвидаторов имущества, и разносили, кто сколько может взять. Был факт, [когда] при отчуждении забирали мед, яйца, масло, вино, семя и делили между членами коммуны. Снимали валенки с ног, платья с женщин, отбирали постель и деньги, если попадут. Даже у одной старухи были взяты 20 копеек, но куда поступило – неизвестно. Было взято: кольца с рук, продукты, которые отчуждали (капусту, огурцы, кадки). Все это сброшено и нет догляда, а имущество сложено в куче и многое на лицо по описи не оказалось. И ночью увозили хлеб возами, несколько тоже затеряно.
30 февраля было в клубе собрание членов коммуны и членов коллектива по обсуждению о выселении индивидуальных и лишенцев хозяйств. Тов. Ильин, секретарь партячейки, высказался, что «товарищи, вот наступил 1918 год и мы должны им за все прошлое отомстить. Часть выселим и часть пойдут под порох». И также выступил т. Пермяков, рабочий Пермской железной дороги, он выбран председателем нового организованного коллектива. Население стало высказываться, как в 1918 г. их били белые, и что есть факты, [что] из вышеуказанных граждан, которые участвовали [в обысках] во время белых, отчуждали имущество, то «сейчас их оставим им без ничего». И постановили: отобрать у всех индивидуалов[1] и лишенцев[2] все имущество до последнего даже гвоздика и разделить в коммуну, в колхоз. И увозили ухваты, лопаты, всю грязную дрянь, а половики новые, постель и все приданое деревенских, разную пестрядь[3] не везли в коммуну, а украсили свои комнаты. Было 5 красных свадеб и невестам отдано хорошее приданое.
Я на партийном собрании выступила, [сказала], что так неправильно, все не отбирается, указала, что раскулачивание должно быть [таким]: отбирается земля, скот, хлебные излишки, инвентарь и роскошь за неуплату недоимки. Они меня приписали к правому уклону. Сказали, что «можете жаловаться, а мы старые коммунисты и знаем, что делаем».
Секретарь ВКП(б) никогда не находится в ячейке. Библиотечной работы нет, и даже газет для читки крестьян не кладется на стол. Я замечаю, что во время моего пребывания в Медянке никто не посетил читку газет и всегда комната на замке. Ильин говорит, что «пока не до читки газет, надо спешить с кулаками по ликвидации их имущества и поскорей их выселить, тогда примемся за работу. Да еще когда отберем церковь, там устроим избу-читальню». И пока еще ждать, пройдет с год, а культура ждать не будет. Все вышеуказанное я подтверждаю и прошу ответ, кто уклонился в правый уклон: они или я.
4/II–[19]30 года
Курсантка Пермской совпартшколы, кандидат ВКП(б) Тюрина
ПермГАНИ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 124. Л. 34–34 об. Копия. Машинопись.
[1] Имеются в виду хозяйства, подвергшиеся индивидуальному налогообложению, введенному для зажиточных хозяйств в 1928 г. (Политические репрессии в Прикамье. 1918–1980-е гг.: Сборник документов и материалов. – Пермь, 2004. – С. 88).
[2] Лишенцы – лица, лишенные избирательных прав.
[3] Пестрядь – грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая (Толковый словарь Ожегова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/158662).
Поделиться: