Здравствуйте! Вы находитесь на сайте Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал». Здесь можно узнать о направлениях деятельности организации, о результатах многолетней работы по изучению истории политических репрессий в Прикамье в годы советской власти, о возможности принять участие в наших проектах, получить помощь в решении своих проблем.

НОВОСТИ

На Настоящем Времени 11 мая в 22:00 по московскому времени – премьера фильма Сергея Лозницы "Государственные похороны". Картина основана на архивных материалах, снятых в СССР с 5 по 9 марта 1953 года, когда страна хоронила Иосифа Сталина. В фильме использована официальная кинохроника и кадры, долгое время остававшиеся засекреченными. Картина будет доступна на сайте в течение недели после премьеры. Читать дальше...
В Твери с фасада здания Тверского медицинского государственного университета (улица Советская, дом 4) сняты две мемориальные доски – «В память о замученных. Здесь в 1930–50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма» и «Памяти поляков из лагеря Осташков, убитых НКВД в Калинине. Ради предостережения мира». Обоснованием демонтажа служит представление Прокуратуры Центрального района г. Твери от 28 октября 2019 года, в котором и. о. прокурора района Э. Э. Байдин пишет об отсутствии данных о том, что в здании УНКВД производили расстрелы. В связи с этим Международный Мемориал делает запрос в Тверское УФСБ. Читать дальше...
В этом году в мире отмечают 75-ю годовщину окончания Второй мировой войны. Вместе с мультиплатформенным оператором Триколор рассказываем, какие традиции сопутствуют этой памятной дате в других странах.
Читать дальше...
Палач НКВД закончил карьеру завхозом министерства обороны.


Читать дальше...
Сегодня, 7 мая 2020 года, с фасада бывшего здания УНКВД по Калининской области (ныне здесь размещается Тверской государственный медицинский университет) сняты две мемориальные доски, установленные в 1991 году в память о жертвах сталинского террора. Надписи на демонтированных досках гласили: «В память о замученных. Здесь в 1930-е – 50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма» и «Памяти поляков из лагеря Осташков, убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира». Читать дальше...
В Твери демонтировали мемориальные доски в память о жертвах сталинских репрессий, которые почти 30 лет висели на бывшем здании НКВД, ныне корпусе Тверского медицинского университета. Об этом в фейсбуке сообщил активист Артем Важенков.
Читать дальше...
Год назад УФСБ по Ингушетии «вдруг» узнало о существовании международного историко-просветительского общества «Мемориал» — организации, занимающейся исследованием политических репрессий в СССР и современной России. Ингушские силовики стали с рвением изучать соцсети и страницы «Мемориала», обнаружив, что эту некоммерческую организацию Минюст еще в 2016 году внес в список «иностранных агентов». К сегодняшнему дню из Ингушетии в Москву, а конкретно в Роскомнадзор, отправлено уже почти три десятка жалоб на правозащитную организацию. Читать дальше...
В центре экспозиции – жизненный путь узника ГУЛАГа Вениамина Бромберга – музыканта, художника, писателя, убежденного сиониста, казненного на Колыме в 1942 году. Представлены материалы из фондов Общества «Мемориал», Российского государственного архива социально-политической истории, Государственной публичной исторической библиотеки России и Музея истории евреев в России. Одна из главных тем выставки – преследование евреев за принадлежность, реальную или сфабрикованную, к национальным, религиозным, культурным, политическим движениям. В экспозиции отражена и политика большевиков в первые послереволюционные годы, когда много делалось для развития национальной культуры, социальной и профессиональной адаптации евреев. С началом Второй мировой войны курс стал постепенно меняться: подогревались антисемитские настроения, вылившиеся к концу 1940-х в неприкрытое юдофобство государственных практик и репрессии. Читать дальше...
В последние недели появилось сразу несколько заявлений и петиций с требование изменить главе карельского «Мемориала» меру пресечения.

Читать дальше...
Государство по всей стране пытается преследовать Мемориал: нас объявляют «иностранными агентами», ФСБ пишет на нас жалобы в Роскомнадзор, суды облагают нас штрафами на миллионы рублей за несоблюдение антиправовых законов, разрушающих гражданское общество (дисклеймер: эти законы невозможно соблюсти). Но мы общественная организация и работаем не для государства, а для людей и вместе с людьми. Мы знаем тысячи людей по всей стране, которым ежедневно нужна наша работа, и мы будем ее продолжать. Читать дальше...
С 13 по 22 апреля на телеканале «Россия-1» был показан сериал «Зулейха открывает глаза». Сериал снят по одноименному роману Гузель Яхиной и рассказывает о непростой судьбе татарской крестьянки Зулейхи, попавшей в волну «раскулачивания» и оказавшейся вместе с другими спецпереселенцами на диком берегу далёкой Ангары. С выходом сериала на интернет-порталах, в социальных сетях и СМИ появились самые противоположные отзывы. Среди всех реакций совершенно неожиданными оказались обвинения в очернении истории и призывы запретить показ сериала. Читать дальше...
28 апреля торжественно объявлены победители XXI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век». Читать дальше...
25 апреля 1930 года, ровно 90 лет назад, в структуре ОГПУ было создано специальное управление лагерей (УЛАГ) ОГПУ, на которое было возложено руководство исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ. Вскоре оно получило статус Главного управления. И это название – ГУЛАГ – стало неотделимо от истории СССР. Читать дальше...
В России «национальная» память о войне и 9 мая превратились в гражданскую религию. Совместное памятование нас объединяет, но в этом гражданском культе нет места для мирного мифа основания политического сообщества и обращенности в будущее. Читать дальше...
20 апреля в рамках Библионочи Библиотека и Музей Сахаровского центра организовали встречу с уникальным человеком — Еленой Владимировной Марковой (урожденной Ивановой), бывшей узницей ГУЛАГа, воркутинской каторжанкой, впоследствии доктором технических наук, свидетелем, хранителем и исследовательницей памяти, нет, не о ГУЛАГе как таковом, а важнейшем — о противостоянии человека ГУЛАГу. Читать дальше...
В 30-е годы, когда в России шло массовое раскулачивание, многие семьи остались без дома, скота, земли, а некоторые — и без своих родных. Этот трагический этап в истории нашей страны хорошо описан в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», а на «России-1» сейчас показывают одноименный сериал, вызвавший немало споров. Истории уральцев, семьи которых тоже были раскулачены в 30-е годы, вошли в книгу Музея истории Екатеринбурга. Мы опубликуем несколько рассказов с небольшими сокращениями. Первый из них — о родственниках Лидии Алексеевны Глазыриной. Беседовал Юрий Марченков. Читать дальше...
Людоеды «в московских гостиных»: коллективизация и спецпоселенцы — «наш вариант модернизации», ГУЛАГ — «наши университеты».

Читать дальше...
Предлагаем вашему вниманию апрельский выпуск Вестника «Мемориала». Читайте в номере: "Паники нет. Работа продолжается" - как изменилась жизнь мемориальцев в условиях самоизоляции • Как можно узнать о своих участниках войны? • Выставка «Засушенному верить» - судьба этнографа Павла Богословского Читать дальше...
Примечание Ивана Васильева, сотрудника Пермского "Мемориала": данная статья - интервью с нашим коллегой, председателем Красноярского "Мемориала" Алексеем Бабием. Это интервью профессионала своего дела, который честно говорит и об ошибках в сериале, но и об условиях жизни спецпереселенцев и масштабах переселения в Красноярском крае. Поэтому мне кажется странным название статьи, которое может ввести в заблуждение, заранее создать негативный образ этого телепроизведения. Читать дальше...
Телеканал «Россия-1» показал пять из восьми запланированных серий исторической драмы «Зулейха открывает глаза» о кулацкой ссылке 1930-х. В экранизации знаменитого романа Гузели Яхиной Чулпан Хаматова играет татарскую крестьянку Зулейху, которая находит счастье на диком берегу Ангары. Критик Антон Хитров рассказывает, почему проект получился несмелым и невыразительным — но и он смог возмутить аудиторию. Читать дальше...