«Мы так боремся с тьмой и мороком»


Источник

30.10.2024

29 октября люди вновь соберутся в разных городах мира на акцию памяти жертв советского террора «Возвращение имен» — почтить память и прочесть вслух имена жертв преступлений советского государства. «Мемориал» вместе с «НеМосквой» поговорили с организаторами из России о том, почему они решились провести акции в своих городах, как они проходили и какие можно дать советы тем, кто хочет поучаствовать или организовать акцию в этом году. Нынешнее время диктует свои условия, поэтому двое наших собеседников анонимны. 


Чтения имен на одной из акций. Фото предоставлено «Мемориалом» 

29 октября 2007 года, в 70-ю годовщину Большого террора в Москве у Соловецкого камня состоялось первое «Возвращение имен» — акция памяти жертв государственного террора. С тех пор она проходит регулярно, в канун 30 октября — гражданского Дня политзаключенного в СССР, основанного узниками советских политлагерей в 1974 году, и национального дня памяти жертв террора, установленного в 1991-м. В прошлом году в 12-часовой трансляции прочитали не менее 1850 имен, показали акции из 29 стран и 70 городов (всего городов-участников было более 80, но не все попали в трансляцию), 26 городов смогли выйти в прямой эфир. 

 

 

«Было радостно знать, что в моем городе живут такие классные люди» 

Татьяна, Иркутск, руководитель отдела закупок на одном из местных предприятий: 

— 29 октября 2022 я увидела трансляцию чтения имен и восхитилась этой акцией, так как много читала про репрессированных, интересовалась этой темой, а мой университетский преподаватель был активистом «Мемориала». Решила в следующем году обязательно поучаствовать. Когда заговорили о «Возвращении имен» в 2023, я не нашла Иркутска в списках участвующих — и предложила себя на роль организатора. Помимо прочего, я хотела напомнить людям о том, как ужасно отсутствие прав и свобод, как страшна диктатура.

Место проведения я выбрала сразу — рядом с Иркутском расположен огромный расстрельный полигон, где в 1937-38 годах приводили в исполнение приговоры репрессированным.

Создала аккаунты мероприятия в соцсетях, написала в «Мемориал» — и они разместили информацию на своих ресурсах. Из моих знакомых пришла только одна подруга, остальные участники узнали об акции через соцсети «Мемориала». Это были самые разные люди, в основном молодежь до 30: кто-то выглядел творчески и очень креативно, другие, напротив — очень сдержанно и интеллигентно, но всех объединяло неравнодушие к тем событиям, необычайная приветливость, культура общения. Мне было радостно знать, что в моем городе живут такие классные люди.


Чтение имен у мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий «Пивовариха». Скриншот из видеотрансляции

Больше всего запомнился один восемнадцатилетний парень, который оглядел присутствующих и удивился, что молодых нет — ну, понятно, что для него мы, люди около 30, уже сильно взрослые. И он нам так возмущенно высказал, что пришло мало народа, ведь он приехал из маленького поселка сюда, в большой город, на учебу, и рассчитывал на таком важном мероприятии увидеть сотни человек! Эта критика дала мне надежду, показала, что совсем юные в нас верят, и даже прожив всю жизнь в XXI веке, считают важным помнить события начала века прошлого, говорить о них.

Мы читали имена около часа, потом немного поговорили об истории акции, о тех людях, чьи имена озвучили.

Я была очень напряжена, боялась что-то сделать не так, подвести людей, которые пришли и доверяют мне. Переживала, что им будет скучно от моих рассказов, что имен слишком мало или, наоборот, слишком много. Даже про то, что на улице слишком холодно, переживала! Но в действительности можно было быть совершенно спокойной, ведь главное — заранее подготовить имена, а уже на самой акции я оказалась в кругу единомышленников, замечательных неравнодушных людей, которые делают со мной общее дело и в любом случае поддержат.

Тем, кто проводит «Возвращение имен» в России, я советую, во-первых, зайти на сайт october29.ru, там есть инструкции для организаторов и контакты людей, которые готовы помочь в организации, обсудить любые вопросы, сомнения, вместе искать пути решения. Во-вторых, быть уверенными в себе, в справедливости своего дела. Самоцензура толкает нас фильтровать свои слова на тему политических репрессий XX века, но это историческая правда, ее озвучивание не может быть ограничено.


Соловецкий камень, 29 октября 2022 года. Фото предоставлено «Мемориалом»  

«Значит, у них останется в памяти это мероприятие и его значение» 

Вадим Ананьин, Киров, дворник, председатель местного отделения Партии народной свободы:

— Я захотел провести акцию «Возвращение имен» несколько лет назад, как дополнительное мероприятие в память жертв государственного террора в СССР. 

30 октября в официальную дату, я участвовал в мероприятиях, посвященных памяти жертв советского террора, с 2006 года. В столетнюю годовщину Красного террора в России вместе с «Мемориалом» был на памятных мероприятиях в Красном Боре, Сандармохе, потом три дня мы провели на Соловках. Эти мероприятия — в десятке самых важных и потрясающих моментов моей жизни.

 
Вадим Ананьин читает имена у памятника жертвам политических репрессий в Кирове. Скриншот из видеотрансляции

Еще я помогал Мансуру Магдееву, председателю вятской организации жертв политрепрессий. Все члены этой организации — дети репрессированных, им за 80 лет. У самого Мансура в годы Большого террора был репрессирован отец. В 2008 году с помощью кировчан он установил в центре Кирова, у реки Вятки камень от разрушенного памятника Александру II и гранитный постамент от храма его имени, взорванного в 1930 годах коммунистами. На камне-памятнике написано «Жертвам политических репрессий». 

Год назад было даже не мероприятие, а просто одиночная акция, где я прочитал имена. А раньше я через суд добивался и проводил чтение имен на главной площади города, у Правительства Кировской области — с колонками, баннерами, свечами и цветами.

Мой совет: если сердце зовет, и ты не можешь не организовывать такую акцию, тогда — бери и делай.


Чтения имен на одной из акций. Фото предоставлено «Мемориалом» 

«Репрессии вновь стали частью нашей жизни. 1937=2024» 

Евгений, Санкт-Петербург, менеджер по продажам:

— Я знал об акции «Возвращение имен» много лет. И всегда хотел принять участие, но всегда находил отговорки, почему я не приму участие в этом году, а потом вот приму … когда-нибудь. И вот, в октябре 2022 решился. В конце октября начал искать информацию об акции в моем родном Петербурге, но ничего не нашел. Ходил 29 октября к главным памятникам репрессированным в Санкт-Петербурге — к Соловецкому камню на Троицкой площади и к «Сфинксам», что напротив «Крестов». И никого не было. 30 октября мы с сыном пошли утром к Соловецкому камню, но никто не читал имена там. Хотя мы даже заготовили список тех, чьи имена хотели бы прочитать. 

Так появилась идея — попробовать организовать «Возвращение имен» самому. В сентябре 2023 в соцсетях я увидел, что можно заполнить анкету. И решительно заполнил ее! Я искренне указал, что был бы рад присоединиться к другим организаторам акции в Петербурге. Но других желающих так и не появилось. Так я стал организатором.

Я принял участие в акции, потому что считаю, что репрессии, которые были в Советской России, а потом и в СССР, никогда не должны повториться. Важно сделать все, чтоб память о репрессиях не была стерта. «Возвращение имен» — простой, пока еще безопасный, несложный и демократичный способ хотя бы раз в год напомнить о том драматическом периоде истории. К сожалению, репрессии вновь стали частью нашей жизни. 1937=2024.


Чтения имен на одной из акций. Фото предоставлено «Мемориалом»  

А еще для меня важно, что репрессированные люди были забыты на годы, их имена усиленно вымарывали, фотографии из сжигали, родные иногда от них отказывались… Многие из репрессированных были молоды, у них даже не было детей. Следовательно, и вспомнить их более некому.

На акцию вместе со мной пришел мой сын, школьник, и одна прекрасная волонтерка. Мы приехали на Левашовское кладбище, где ранее, до лета 2023 стоял памятник репрессированным полякам и стоит, сейчас завернутый в мусорный пакет, памятник репрессированным украинцам. Мы принесли цветы и прочитали имена репрессированных в Ленинграде поляков и украинцев. Останки их, скорее всего, закопаны в этой земле. 

Это и есть самое страшное и запоминающееся: мы вспоминаем имена тех, кто был убит ни за что при Сталине, потом реабилитирован, потом им поставили общий памятник в 90-е — и этот памятник снесли уже в наши дни. И думали мы лишь о том, что нужно сделать все, чтоб больше не вернулись те страшные времена, чтоб не было никогда репрессий и политзаключенных. И чтоб памятники больше не сносили, и чтоб не «Мемориал» был вымышленным иноагентом, а те, кто приказал снести памятники репрессированным и таблички «Последнего адреса».

Инициатива «Возвращения имен» — очень светлая, и она именно про жизнь, хотя, конечно, гибель невиновных по приказу чиновников — это ужасно и не должно повториться. Читая имена, мы делаем самое важное, что можно сделать: мы помним, мы не забываем, мы так боремся с тьмой и мороком.


29 октября у Соловецкого камня в Москве. Фото предоставлено «Мемориалом»  

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
| У нас даже фруктовые деревья вырубили
| Оправдать свое существование на земле
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus