Место памяти – человек


Автор: Ксения Цветкова

Источник

07.09.2024


Фото: Анастасия Илюшина/Коммерсантъ

Российские власти изменили концепцию по увековечению памяти жертв политических репрессий. Из документа убрали слово «массовые» и много чего ещё.

Последние несколько дней мой информационный пузырь разрывается от того, что правительство РФ внесло изменения в Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвердив новое распоряжение за номером 1564-р. При этом изменения были внесены ещё в июне, но активное интернет-обсуждение видно только сейчас. Если говорить о самой концепции, то её первая версия была принята девять лет назад – 15 августа 2015 года – и подписана тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Чтобы не действовать в духе «Пастернака не читал, но осуждаю», я посмотрела оба варианта Концепции – от 2015 года и с предложенными этим летом правками. Быстрый взгляд на изменения, одобренные нынешним премьер-министром Михаилом Мишустиным, позволяет увидеть значительные изменения в подходе к теме репрессий. Формулировки стали туманнее, что затрудняет понимание. Кто именно осуществлял репрессии, кто за них отвечает, какие группы пострадали и сколько людей было реабилитировано – всё это не определено и неопределённо. Зато вместо этого в документе появились размышления о «национальных интересах», «укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей» и защите общества от «деструктивного информационно-психологического воздействия». Также упоминаются прибалтийские и украинские «пособники нацистов» (словно среди других народов СССР пособников не было), изменники Родины и участники националистических групп.

Основные изменения коснулись первого раздела, переписанного чуть больше, чем полностью. Убрано утверждение о том, что «Россия не может стать правовым государством без увековечения памяти жертв политических репрессий». Исчезла конкретика, касающаяся репрессий различных групп, включая религиозные конфессии и дореволюционную элиту, а также насильственную коллективизацию и связанный с ней голод.

Не упоминаются факты выдачи свидетельств о смерти с вымышленными данными для родственников расстрелянных и отсутствие информации о местах массовых казней. Полностью исключен раздел о реабилитации жертв репрессий, актуальный в годы перестройки. Упоминания о действиях Политбюро ЦК КПСС, отмене репрессивных решений и признании репрессий незаконными также отсутствуют. Всё это теперь не отражено в Концепции, и создаётся впечатление, что эти события не имели места.

Вместо этого, однако, акцент делается на том, что места памяти не нужны и даже нежелательны, а авторы правок путаются – или пытаются запутать нас – в таких терминах, как «реабилитация» и «амнистия» и в качестве примера неудачной и излишней реабилитации приводят указ 1955 года об амнистии и его последствия, забывая, что это «две большие разницы» – амнистия говорит нам о прощении со стороны государства, реабилитация же свидетельствует о том, что само государство совершило преступление, незаконно осудив человека. 

Ещё много говорят о том, что в новой редакции Концепции из определений исчезло слово «массовые». Действительно, в тексте 2015 года массовыми назывались репрессии, казни, реабилитация, снова репрессии, захоронения и информация. После редакции слово «массовый» встречается два раза: когда речь идёт о средствах массовой информации и о массовых захоронениях. Второе, как мне кажется, осталось по недосмотру. Откуда массовые захоронения репрессированных, если нет ни слова о массовых репрессиях и казнях. О дивный старый мир!

Хотя чему удивляться? В последние годы в нашей стране всё труднее говорить о советских репрессиях. Идёт обеление и имени Сталина, и репрессий. Они оправдываются «ситуацией времени» и необходимостью бороться с «врагами народа». И новые правки в Концепцию – лишь одно звено в цепи событий, говорящих о том, что сейчас заниматься темой репрессий опасно. 

Одним из ярких примеров подавления памяти о репрессиях является история Юрия Дмитриева, который раскопал массовые захоронения в Сандармохе. Однако вместо признания его трудов Дмитриеву предложили изучать тему репрессий с другой стороны – незаконно осудили и отправили в мордовские лагеря. Из недавних событий можно вспомнить менее резонансные, но не менее показательные истории: снос креста на месте захоронения польских репрессированных в Архангельской области и критика мемориала «Медное» под Тверью. Это лишь некоторые из примеров, когда память о трагических событиях прошлого становится объектом атаки.

К сожалению, и государственная концепция увековечения памяти жертв репрессий, которая – какая наивность! – должна была бы служить основой для осмысления и сохранения памяти о прошлом, на деле превращается в инструмент манипуляции. 

Государство пытается – а где и когда было иначе? – контролировать память, настоятельно рекомендует не заниматься «местами памяти» – из того же абзаца, где остались «массовые захоронения», исчезло слово «археологические». Было «археологические и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий», а стало «научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий» – мол, исследовать ещё как-то можно, но копать глубоко уже не стоит. Или это я докапываюсь?

Однако, несмотря на все эти усилия, на слова о том, что в таком-то месте памяти «лежат не те, не столько, не настоящие, да и вообще никого там нет» – несмотря на всё это, есть надежда. И она в том, что самое важное, самое стойкое и самое подлинное место памяти – это человек, способный помнить. Рано или поздно перед нами опять появятся имена расстрельщиков и тех, кто их столетие покрывал, а мы будем думать, что со всем этим делать. Напрасно надеяться, что все порастёт быльём. Как-будто мы забыли имена злодеев со времён Римской империи. Не забыли. И про это не забудем, потому что кладбища зарастут, здания бывших тюрем разрушатся, но память сердца может не зарасти и не разрушиться. Вернее, так: если она зарастёт или разрушится, то спрашивать нам нужно будет с себя, а не с авторов Концепции, потому что извне это нельзя запретить или уничтожить.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Портная (Корита) Л.В.: «Учительница мне свои носочки даст» | фильм #398 МОЙ ГУЛАГ
| «Они сидели, но не за свои преступления»: истории красноярских чекистов, попавших под репрессии
| Грядет расправа с мертвыми?
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
| Мы все боялись...
| Мой папа простой труженик…
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus