Тихон Шаламов после Америки. Священник, просветитель, миссионер


Автор: Татьяна Карандашева

Источник

28.08.2024

На основании анализа архива журнала «Вологодские епархиальные ведомости» в статье дается оценка священнического, просветительского и миссионерского опыта Тихона Шаламова после возвращения из Алеутской епархии в г. Вологду. Вводятся в научный оборот новые данные о назначениях Т. Шаламова по духовному ведомству, об участии в деятельности Вологодского Православного братства и Православного миссионерского общества. Автор приходит к выводу, что после службы на Аляске Тихон Шаламов ярко проявляет себя как священник, проповедник, просветитель и миссионер.

Введение

Долгий ученический путь и короткий учительский опыт Тихона Шаламова до отъезда в Америку рассмотрены в статье автора «Тихон Шаламов до Америки. Ученик, семинарист, учитель». В данной статье впервые проводится анализ успеваемости Т. Шаламова на фоне его соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу и Вологодской духовной семинарии, приводятся новые данные об учительской и миссионерской деятельности Т. Шаламова в дальней деревне Вологодской губернии. Автор приходит к выводу, что в начале каждого нового поприща Т. Шаламов показывает результаты ниже среднего уровня, затем в средних классах училища и семинарии выходит в число первых учеников, и обучение заканчивает довольно успешно. Начало учительской и миссионерской деятельности Т. Шаламова также было неудачным: за полтора учебных года Т. Шаламов не решил задачи, поставленные перед ним Вологодским епархиальным училищным советом, и был заменен новым учителем. Впереди была Америка и там пастырская и миссионерская деятельность Т. Шаламова была успешной: «более 10 лет о. Тихон плодотворно трудился над устроением приходской жизни, о чем сохранились довольно подробные свидетельства на страницах журнала «Американский Православный вестник». Автором многих их этих публикаций является сам священник Тихон Шаламов. В основном это отчеты, походные журналы и другие официальные документы, которые отец Тихон предоставлял епархиальному начальству, но благодаря злободневности своего содержания и хорошему литературному слогу они были опубликованы в печатном органе Алеутской епархии» [1, с. 79].

Цель данного исследования – оценка священнического, просветительского и миссионерского опыта Тихона Шаламова на вологодской земле после возвращения из Америки. Т. Шаламов служил по духовному ведомству, и основным материалом для исследования является архив журнала «Вологодские епархиальные ведомости» (ВЕВ). В ВЕВ публиковались указы Синода и много другой официальной информации. Так, в разделе «Разные известия по епархии» сообщалось, кто из духовенства, когда и куда назначен на должность, или кто и почему отстранен от должности или уволен за штат, или переведен куда. В журнале публиковались лучшие проповеди местного духовенства, отчеты братств и обществ. Номера ВЕВ читались духовными и светскими лицами: при 750 официальных подписчиках (церкви и монастыри) тираж журнала составлял 900 экземпляров [2]. «Епархиальные ведомости» тогда и сейчас находятся в открытом доступе, и то, что полторы сотни лет назад видела и оценивала вся епархия, сейчас в том же объеме видим и оцениваем мы: каким Тихон Шаламов вернулся из Америки? Значимый временной интервал ограничен периодом 1904?1917 гг. и включает время службы Тихона Шаламова по духовному ведомству после возвращения в Вологодскую епархию. Общий объем анализируемого материала составил 336 номеров или 29,6 млн печатных знаков. В результате изучения всех номеров ВЕВ за период 1904?1917 гг. было отобрано 34 статьи, содержащие информацию о деятельности Тихона Шаламова после Америки.

Священник

В конце марта 1905 г. в доме епископа Вологодского и Тотемского Алексия участвовал в братской беседе сверхштатный священник Вологодского кафедрального собора Тихон Шаламов. Священники обсуждали, каким христианским делом ознаменовать великий день св. Пасхи, и Преосвященный предложил о. Тихону посетить обитателей ночлежного дома. Ночлежный дом располагался в двухэтажном каменном здании на берегу реки, там несчастные получали бесплатный кров, ночной покой и тепло.


Церковь Сретения и ночлежный дом. Вологда, река Вологда. 2021 г. Фото автора

До самой Пасхи Т. Шаламов проводил с ночлежниками беседы о жизни и учении Христа и молился вместе с ними. Главная мысль бесед Шаламова состояла в том, что «надо укрепить дух, очистить душу, а там уже и жизнь окрепнет и утвердится». Для обитателей ночлежки, которых собралось до ста человек, Т. Шаламов провел богослужение в соборном храме на праздник Входа Господня в Иерусалим, на другой день – литургию. Беседам в ночлежном доме помешал весенний разлив реки: затопило первый этаж, и обитатели были вывезены на лодках с наказом не возвращаться, пока вода не убудет. Тихон Шаламов собрал ночлежников в соборном храме, провел Пасхальную службу, дав бедным людям духовное утешение. Шаламов не только проявил сострадание, внимание и заботу о слабых несчастных людях, но и привлек внимание общества к проблеме «бывших» людей на страницах ВЕВ в проникновенной статье «В ночлежном доме имени Т.Е. Колесникова» [3].

В том же 1905 году сверхштатный священник Вологодского кафедрального собора Тихон Шаламов определен на священническую вакансию к Вологодской градской Вознесенской церкви [4]


Тихон Шаламов в 1905 г. [5]


Вознесенская церковь [6]

В 1906 г. священник Вознесенской градской церкви Тихон Шаламов перемещен к кафедральному собору [4] . Самые заметные события епархиальной жизни с 1909 г. отражаются в новой рубрике ВЕВ «Епархиальная хроника» [7], и в заметках о богослужениях в кафедральном соборе часто упоминается соборный священник Т. Шаламов. Последнее упоминание относится к декабрю 1916 г.: «В воскресенье 18 декабря Владыка по болезни на беседе не присутствовал. Беседу произнес священник кафедрального собора Т. Шаламов на текст «Верою победиша царства» [7, с. 26].

С 1905 г. Тихон Шаламов включен в состав проповедников, которые назначались к сочинению и произношению проповеди в Вологодском кафедральном соборе и в других церквах г. Вологды при архиерейских служениях в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. 14 сентября 1906 г. Шаламов произнес первую проповедь «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», и с тех пор Шаламов сочиняет и произносит одну-две проповеди каждый год [8].

За период 1906?1917 гг. Шаламовым произнесено 18 проповедей на различные темы: Празднество в память избавления жителей г. Вологды от моровой язвы, Сретение Господне, Торжество Православия и др. Темы проповедей Шаламова не повторялись, за исключением проповеди «В честь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость», которую Шаламов произносил дважды в 1908 и 1909 гг. В назначаемых Шаламову проповедях встречались темы близкие: Тезоименитства императрицы Марии Федоровны и императрицы Александровны Федоровны, Рождение императрицы Александры Федоровны, Святитель Николай Чудотворец и Тезоименитство Государя Императора. Лучшие проповеди публиковались в ВЕВ, и «Поучение в неделю Сыропустную», произнесенное Т. Шаламовым 20 февраля 1911 г., опубликовано без подписи 15 июня того же года [9]. На 1917 год также было составлено расписание проповедников и Т. Шаламову назначена проповедь на 2 апреля «В первый день Святой Пасхи за вечерней» [8].


Теплый Воскресенский кафедральный собор, колокольня кафедрального собора, холодный Софийский кафедральный собор, дом церковного причта, где в казенной квартире жила семья Т. Шаламова. Вологда, 2022 г. Фото автора

Просветитель

Тихон Шаламов активно включился в деятельность Православного братства, которое по примеру других кафедральных городов открыто в г. Вологде еще в 1885 г. Цель Вологодского Православного братства во имя Всемилостивого Спаса (далее Братство) – служить религиозно-нравственному просвещению в Вологодской епархии. Для достижения этой цели Братство поддерживает церковно-приходские школы, способствует устройству церковных библиотек, внебогослужебных собеседований, распространяет литературу религиозно-нравственного содержания, и помогает приходским священникам в борьбе с расколом [10].

В Братстве работает Комиссия по устройству публичных чтений религиозно-нравственного содержания, и в 1905 г. Т. Шаламов избран в состав Комиссии [11]. Через год общее годичное собрание членов Братства выражает благодарность членам Комиссии в составе пяти человек (Шаламов в том числе) «за понесенные труды по устройству чтений в Братском доме» [12, с. 384].

За отчетный год (05.1905?05.1906 гг.) было проведено 19 чтений, в 12-ти из них Т. Шаламов участвовал как чтец. Согласно целям Братства содержание чтений было религиозное или нравственное. Публичные чтения пользовались популярностью у городской публики: собиралось в среднем 200 человек, в Великий пост эта цифра удваивалась, и даже человек 40?50 не пускалось на чтения в виду недостатка места [11].

В 1911 г. в ВЕВ публикуется большая аналитическая статья Т. Шаламова «Грозная опасность» о вреде пьянства, в том же номере публикуется Устав Общества трезвости и призыв записываться в Общество [13]. Записаться в общество можно было у священников г. Вологды, приводятся имена и указываются храмы, где служат девять священников, в том числе Шаламов.

Миссионер

С 1907 года Т. Шаламов – член Вологодского отделения Православного миссионерского общества [15]. Православное миссионерское общество открыто в Москве в 1870 г., и в том же году открыт Вологодский комитет Православного миссионерского общества. Цель Миссионерского общества – содействовать православным миссиям в деле обращения в православную веру нехристиан, обитающих в пределах России [14]. С 1910 года в Вологодском комитете Общества появляется новая должность – делопроизводитель, и новое лицо в комитете – делопроизводитель Т. Шаламов [16], в результате годовой отчет Вологодского комитета по сравнению с предыдущими отчетами написан литературно, образно, с многочисленными цитатами из Библии. Последний отчет Общества опубликован в 1917 г. [15].

Т. Шаламов занимался и непосредственно миссионерским делом: за короткий период 1911?1913 гг. о. Тихоном просвещены св. крещением корейский подданный Ива-Кире-Дим буддийского вероисповедания с наречением имени Прокопий, корейцы Пакпепчири и Тимето с наречением первому имени Пантелеймон, второму – Андрей, китайский подданный Шан-Хай буддийского вероисповедания с наречением ему имени Николай [4].

Осенью 1916 года на собрании настоятелей церквей г. Вологды с участием епархиального миссионера обсуждали «меры к ограждению православной паствы от заразы лжеучений» и постановили «открыть миссионерский кружок из одних только священников под руководством епархиального миссионера» [17, с. 489]. Вступить в миссионерский кружок выразили желание девять священников, в том числе Т. Шаламов.

Обсуждение

15 июня 1905 г. после 11-летнего перерыва имя Тихона Шаламова снова появляется на страницах «Епархиальных ведомостей». Вся епархия читает трогательную и поучительную статью священника Т. Шаламова о пастырском посещении ночлежного дома. С 1 августа Тихон Шаламов уже не внештатный священник, он получает место священника Вологодской градской Вознесенской церкви, и в том же 1905 году входит в состав проповедников, произносящих проповеди в торжественные дни в кафедральном соборе. В следующем 1906 г. Т. Шаламов – священник кафедрального собора. Символично, что первые беседы, проведенные о. Тихоном на вологодской земле в ночлежном доме, как и последняя проповедь в уже исчезающем мире царской России, посвящены св. Пасхе. Т. Шаламов активно участвует в публичных чтениях Православного братства. Эта форма просветительской работы с населением хорошо поставлена Шаламовым еще во время учительства в Муфтюге: даже в тяжелую голодную для Яренского уезда зиму 1891/92 года в Муфтюжской школе проходили воскресные и праздничные чтения [18].

Шаламов не обошел своим внимание и такую болезненную проблему общества, как пьянство: выступает на страницах журнала с большой аналитической статьей о вреде пьянства и деятельно участвует в организации обществ трезвости.

Поле возвращения из Алеутской епархии Тихон Шаламов ярко проявил себя как миссионер. Необходимо отметить, что на страницах ВЕВ постоянно встречаются сообщения о приведении в православие верующих католического, лютеранского, реже иудейского вероисповедания. Также встречаются сообщения о приведении из раскола в православие. Сообщения о приведении в православие верующих других вероисповеданий единичны, например, в 1899 г. в Вологде просвещен св. крещением магометанин Зейнулла Айсин с наречением имени Константин [19], а в 1906 г. в Устюге – язычник-кореец СонФорсэги с наречением имени Николай [4]. Тихон Николаевич Шаламов за короткое время (1911?1913 гг.) привел в православие трех корейцев и одного китайца, причем одного из новообращенных нарек именем своего младшего брата – Прокопий, а другого именем своего отца – Николай.

Также следует отметить не случайность назначения Т. Шаламова проповедником в праздник Торжества православия, в этот день по разрешению Синода произносились проповеди о миссионерском деле, что увеличивало кружечный сбор на распространение православия среди язычников [20].

Заключение

В первый же год возвращения в Вологодскую губернию Тихон Шаламов показал себя с самой лучшей стороны в пастырской заботе об обитателях Вологодского ночлежного дома, не оставив их без духовного утешения и в весеннее половодье, когда всех ночлежников выселили из затопленного ночлежного дома. В тот же год священник Шаламов был определен к Вологодской градской Вознесенской церкви, включен в состав проповедников, произносящих проповеди в кафедральном соборе в торжественные дни, и вскоре перемещен к кафедральному собору. Успехам Шаламова немало способствовал его литературный талант, проявившийся не только в газетных статьях, но и в отчетах Миссионерского общества, которые стали гораздо увлекательнее с тех пор, как Шаламов стал делопроизводителем Вологодского комитета Миссионерского общества.

На редкость насыщенной была просветительская деятельность Тихона Шаламова: выступления в публичных чтениях на религиозно-нравственные темы, активная пропаганда трезвого образа жизни, литературная обработка ежегодных отчетов Миссионерского общества, способствующая популяризации идей и задач Общества. Для Вологодской губернии крайне редки случаи приведения в православие лиц буддийского вероисповедания, тем весомее вклад о. Тихона, который за короткое время привел к православию трех корейцев и китайца.

Таким образом, на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей» вся епархия, родные и близкие, соученики по Усть-Сысольскому училищу и Вологодской семинарии, преподаватели, у которых учился Шаламов, встречают после возвращения из Америки достойного священника, просветителя и миссионера Тихона Шаламова.

Источники и литература

1. Митрополит Климент. Преемники первых миссионеров на Аляске: о русских священниках, служивших на острове Кадьяк после продажи Аляски (по материалам церковной прессы конца XIX – начала XX вв.) // Богословско-исторический сборник. Калужская духовная семинария. – 2020. – Вып. No 4 (19). – С. 76?88.

2. Двадцатипятилетие Вологодских епархиальных ведомостей (1864?1889) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1889. – No 19. – С. 323?336 (2-я паг.).

3. Шаламов, Т. В ночлежном доме им. Т.Е. Колесникова. Пастырское по- сещение / Т. Шаламов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1905. – No 12. – С. 310?319 (2-я паг.).

4. Распоряжения епархиального начальства // Вологодские епархиальные ведомости. – 1905. – No 16. – С. 243?245 (1-я паг.); 1906. – No 2. – С. 25?27 (1-я паг.); 1906. – No 18. – С. 385?388 (1-я паг.); 1911. – No 24. – С. 482?484 (1-я паг.); 1912. – No 14. – С. 310?311 (1-я паг.); 1913. – No 6. – С. 98?99 (1-я паг.).

5. Есипов, В. В. Отец писателя – Тихон Николаевич Шаламов. Вологда, 1905 г. / В. В. Есипов // Есипов В.В. Шаламов. – Москва : Молодая гвардия, 2012. – 346 с. (после с. 128).

6. Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество: Город Вологда / Б. И. Дунаев. – Москва : Типография В. И. Воронова, 1914. – 33 с.

7. Епархиальная хроника // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – No 17. – С. 435?436 (2-я паг.); 1917. – No 2. – С. 25?26 (2-я паг.).

8. Расписание проповедников, которые назначены к сочинению и произношению проповеди в Вологодском кафедральном соборе и в других церквах г. Вологды при архиерейских служениях в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни // Вологодские епархиальные ведомости. – 1905. – No 23. – С. 329?333 (1-я паг.); 1906. – No 24. – С. 477?481 (1-я паг.); 1907. – No 24. – С. 392?396 (1-я паг.); 1908. – No 24. – С. 501?505 (1-я паг.); 1910. – No 1. – С. 10?11 (1-я паг.); 1910. – No 23. – С. 453?458 (1-я паг.); 1911. – No 23. – С. 469?473 (1-я паг.); 1912. – No 24. – С. 532?533 (1-я паг.); 1913. – No 23. – С. 416?420 (1-я паг.); 1914. – No 24. – С. 456?461 (1-я паг.); 1915. – No 24. – С. 470?474 (1-я паг.); 1916. – No 24. – С. 411?414 (1-я паг.).

9. Поучение в неделю Сыропустную // Вологодские епархиальные ведомости. – 1911. – No 12. – С. 266?268 (2-я паг.).

10. Открытие в Вологде Православного Братства // Вологодские епархиальные ведомости. – 1885. – No 13. – С. 271?295 (2-я паг.).

11. Отчет о состоянии и деятельности Вологодского Православного Братства с 15 мая 1905 г. по 15 мая 1906 г. // Вологодские епархиальные ведомости. – 1906. – No 19. – С. 741?746 (2-я паг.); 1906. – No 20. – С. 762?765 (2-я паг.).

12. Общее годичное собрание членов Вологодского Православного братства // Вологодские епархиальные ведомости. – 1906. – No 14. – С. 383?385 (2-я паг.).

13. Шаламов Т. Грозная опасность // Вологодские епархиальные ведомо- сти. – 1911. – No 20. – С. 480?492 (2-я паг.).

14. Приглашение к открытию в Вологде Комитета Православного Миссио- нерского Общества // Вологодские епархиальные ведомости. – 1870. – No 22. – С. 509?511 (1-я паг.).

15. Отчет Вологодского комитета Православного миссионерского общества // Вологодские епархиальные ведомости. – 1907. – No 12. – С. 256?260 (2-я паг.) 1910. – No 12. – С. 236?240 (1-я паг.); 1917. – No 3. – С. 38?41 (2-я паг.).

16. Журнал общего годичного собрания членов Вологодского комитета Православного миссионерского общества 25 мая 1910 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1910. – No 12. – С. 235?236 (1-я паг.).

17. Пастырское собрание в г. Вологде 25 октября сего года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1916. – No 24. – С. 488?490 (2-я паг.).

18. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1891/92 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – No 15. – С. 247–255 (1-я паг.).

19. Разные известия по епархии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1899. – No 8?9. – С. 138?139 (1-я паг.).

20. Православное миссионерское общество. Википедия. Свободная энцик- лопедия. ? Текст : электронный ресурс. ? URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Православное_миссионерское_общество (дата обращения: 20.09.2022). – Текст : электронный.

Опубликовано: Исследования Русского Севера: экология, история, наследие: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) к 200-летию со дня рождения Н. Я. Данилевского (Вологда, 25–27 октября 2022 г.) /Правительство Вологодской области; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет [и др.]; [ответственный редактор Н. К. Максутова]. – Вологда: ВоГУ, 2022. – 362 с.: ил. – Текст: электронный. C. 338-346

Поделиться:

Рекомендуем:
| Портная (Корита) Л.В.: «Учительница мне свои носочки даст» | фильм #398 МОЙ ГУЛАГ
| «Они сидели, но не за свои преступления»: истории красноярских чекистов, попавших под репрессии
| Грядет расправа с мертвыми?
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Что отмечено на Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Во всем виновата фамилия?
| Мой папа простой труженик…
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus