23.07.2023
В этом мае волонтёры Мемориала отправились в экспедицию по местам Дмитлага НКВД — вспомнить о заключённых, погибших при строительстве канала Москва — Волга, и о людях, проведших здесь много невольных лет.
На фото: эмблема канала на стене местного музея, посвящённого истории этого строительства. Кстати, знак на стене относится именно ко времени ввода канала Москва — Волга в эксплуатацию. Позже эта эмблема — два совмещённых судовых якоря, аббревиатура МВК (Москва — Волга Канал) и кинжал по центру — подверглась изменению. На большинстве знаков кинжал спиливали, возможно, чтобы избежать очевидного сходства с эмблемой НКВД-КГБ. Один из более поздних знаков, уже без кинжала, можно увидеть в альбоме «Архитектура канала Москва — Волга», изданном в 1939 году.
У музея расположены дома, построенные руками заключённых в 1930-е годы.
Идём к часовне, установленной на берегу канала Москва — Волга в честь новомучеников и исповедников российских. Формально она называется так, но буквально новомученики и исповедники, хотя и были среди заключённых Дмитлага, всё же не составляли большинства. Кажется, что часовня на берегу канала на самом деле посвящена памяти всех узников Дмитлага — погибших и (немногих) выживших.
С берега открывается вид на сам канал — за время его строительства, только по официальным данным, погибло около 22 тысяч заключённых.
Оставляем у часовни собранные поблизости одуванчики.
В Дмитрове, который лежит на нашем пути в Дубну, замечаем улицу вот с таким «говорящим» названием. Кстати, этот топоним может быть последним — во всяком случае, «Яндекс.Карты» больше не находят улиц с таким названием.
Отправляемся на поиски мемориального знака в лесу неподалёку от села Орево. Эта территория — потенциальное место захоронения заключённых Дмитлага. Всего вдоль канала Москва-Волга расположено множество таких захоронений.
Вскоре недалеко от тропинки находим крест и мемориальную доску. Кто и когда установил их, неизвестно. Видно только, что мемориал появился недавно и что за ним ухаживают. Уже после поездки узнаём, что крест установили в конце 2021 года (отметка появилась на тех же «Яндекс.Картах»). По понятным причинам автор инициативы пожелал скрыть своё имя. Однако рассказал, что место для установки креста он определили благодаря воспоминаниям своего отца, а также по костям, которые нашёл здесь несколько десятилетий назад.
На земле прослеживаются регулярные очертания, похожие на общие могилы, — это длинные, до 10 метров, траншеи, куда, по-видимому, сбрасывали тела. Без полноценной эксгумации невозможно узнать, сколько людей здесь захоронено.
Ещё одно захоронение расположено на повороте с Дмитровского шоссе на Талдом, в нескольких сотнях метров от буферной зоны канала. На кресте написано: «Здесь находится массовое захоронение строителей канала Москва — Волга, погибших в 1934-1937 г. г.». О том, что здесь были захоронены узники Дмитлага, свидетельствовали устные источники, а также находки во время ремонта трассы. И рельеф здесь подсказывает, что как будто здесь и впрямь были совершены множественные захоронения.
Веретьевское кладбище — ещё одно место массового захоронения заключённых Дмитлага. Никаких памятных знаков здесь нет, однако по архивным свидетельствам известно, что это сельское кладбище использовалось как место погребения умерших дмитлаговцев. Архивные материалы и хронологическая логика других захоронений указывают на то, что погребения находятся на ныне пустующей части кладбища.
Неожиданная встреча на Веретьевском кладбище.
Рядом с кладбищем находится арт-усадьба Веретьево. Местная книга отзывов стала полем политических споров, и мы тоже решили оставить своё послание.
В Дубне проезжаем красивые пейзажи Волги и Московского канала.
Монумент строителям канала Москва — Волга, расположенный на пересечении Московского канала и Волги.
Мы не смогли пройти мимо главной достопримечательности Дубны — 37-метровой статуи Ленина. Раньше на другом берегу канала располагался такого же размера монумент Сталину, но скульптуру снесли в 1962 году. Сейчас на её месте остался только постамент. Именно из глыб гранитного Сталина в 1990-е годы были поставлены памятники жертвам Дмитлага. Мы насчитали в городе три таких памятника: строителям канала (см. выше), детям-жертвам преступлений нацистов (рядом с памятником погибшим на фронте), и третий — памятник жертвам политических репрессий на Большеволжском кладбище (см. ниже).
Возлагаем цветы к памятнику жертвам политических репрессий на Большеволжском кладбище в Дубне.
По наводкам сотрудников местного музея мы нашли ещё один мемориал в лесу. Он посвящён заключённым, строившим Дубну в 1940-50-е годы.
Рядом находится более старый крест, прибитый к дереву. Возможно, эти мемориалы были когда-то установлены работниками музея. Приятно видеть, что за ними ухаживают.
Неподалёку к дереву прибит ещё один маленький крест. Мы оставляем цветы у каждого мемориального знака.
Никто не знает, сколько захоронений на самом деле расположено вдоль канала Москва — Волга. Волонтёрам известны только некоторые точки потенциальных захоронений, найденные по наводкам местных жителей и краеведов. Чтобы определить точные места погребения жертв репрессий, нужно проводить куда более масштабные работы, а не пытаться замолчать и скрыть преступления прошлого, как это делает сегодня государство. Между тем нам кажется, что очень важно исследовать все детали и подробности совершённых преступлений — потому что именно детали и подробности делают преступление преступлением, а убийство — убийством. Только так мы сможем проанализировать, каким образом государственный террор осуществлялся в прошлом, и не допустить воспроизводства этих практик в настоящем и будущем.
Поделиться: