Автор: Валерия Пастернакова
26.06.2024
В мае мы ездили в небольшую экспедицию в Истринский район. Мы проехались по местам бывших лагпунктов, посмотрели на здания дмитлаговских времен, заблудились в лесу, поговорили с местным протоиреем и отыскали крест, установленный в память о строителях Истринской плотины. В этом блоге мы расскажем и покажем, что мы видели!
Река Истра.
Но для начала небольшой экскурс в историю строительства в Истринском районе. Оно началось в 1929 году, когда еще не было идеи строить канал Москва-Волга и привлекать к этому заключенных. Целью строительства было создать водохранилище с плотиной, которое позволило бы частично регулировать реку Истру, в маловодные периоды увеличивая подачу воды к Рублевскому водопроводу, который в то время был главным источником водоснабжения Москвы. То есть, другими словами, плотина нужна была для питания Москвы питьевой водой.
Строительство должно было длиться 3 года и стоить больше 20 миллионов рублей. К концу 1932 года вблизи деревни Андреевское построили два дома для рабочих, столовую, кухню, несколько мелких служебных зданий и поселок для администрации. Вот, как вспоминал об этом один из участников стройки Сергей Мамаев:
«Через два года гигантская плотина длинои? в километр и высотои? в двадцать два метра, начавшись у села Андреевского, пересечет Истринскую долину и превратит ее в колоссальное водохранилище-озеро... Строи?ка в полном разгаре. Пятьсот грабареи? роются в земле, расчищая дно будущего гигантского водоема; подвозятся строительные материалы; стучат топоры плотников, свистят рубанки столяров — там, где ничего не было, возникают большие просторные бараки, домики, конюшни, прокладываются подъездные пути».
Но вскоре проект был свернут, а все дела были переданы от Наркомвода ОГПУ. В октябре 1932 года Молотов подписал секретное постановление о привлечении заключенных к строительству:
«Не возражать против использования рабочих и технических сил Беломорстроя для строительства канала Волга-Москва и Истринской плотины, возложив на ОГПУ организацию и руководство этим делом. Строительство закончить к августу 1934 года».
Кадры строительства Истринского гидроузла. 1932-1934 гг. Источник: https://russiainphoto.ru
Так началось развертывание лагерной инфраструктуры. Строительные работы проводили на территории от нынешней платформы Новоиерусалимская к северу до Истринской плотины. Условия работы заключенных были особенно тяжелыми из-за крайне низкого уровня механизации. Многие работы приходилось выполнять руками.
После малоснежной зимы 1933 года наступила весенняя распутица и дороги превратились в сплошное месиво грязи. Вот, как описывал ситуацию журнал «Москваволгострой»:
«И вот, родился первый, и едва ли не самый замечательный, героический эпизод строительства Истринской плотины. В самых топких местах, засасываемые глиной, многие сотни людей растянулись бесконечно длинной цепочкой и передавали из рук в руки по одной доске. Так на строительную площадку были поданы тысячи досок, из которых передовые отряды строили для себя и для своих будущих сотоварищей жилье на Истре».
Как раз по этой дороге мы едем к Истринскому водохранилищу. Сейчас это обычная заасфальтированное шоссе, а когда-то здесь выстраивалась вереница из сотен заключенных.
Шоссе, идущее вдоль Истры.
В итоге на этом пути был уложен узкоколейный путь протяжением 13 км, и работы стали немного легче. К тому моменту количество заключенных на строительстве достигло 11 тысяч человек.
Самая тяжелая часть работ по выемке грунта проходила практически вручную в зимний период без предварительных гидрогеологических исследований. В том же журнале есть такой фрагмент:
«Выемка производилась в период почти непрекращающихся дождей. Грунт насыщенный водой, не держался на лопате, вытекая из грабарок. Водосборные кюветы, идущие вдоль котлована и колодцы у насосов все время заплывали и требовали непрерывной очистки…».
О бесчеловечных условиях свидетельствует указ от декабря 1933 года, в котором начальник Дмитлага Семен Фирин устанавливал условия работ при крайне низкой температуре: работы прекращались только при морозе 30 градусов для основной массы заключенных и 25 градусов — для «нацменов», в основном выходцев из южных республик СССР.
В задачи заключенных нескольких лагпунктов входили работы по вырубке леса, очистке ложа водохранилища, переносу селений, постройке плотин, водоспусков.
Общий вид на штольню водоспуска. На заднем плане, предположительно, строения лагпункта на месте нынешнего поселка при гидроузле.
Лагерь с деревянными бараками, в котором находились тысячи зэков, был в Бужарово. После окончания строительства плотины в 1934 году на месте лагеря образовался поселок. Возможно, при возведении домов использовали балки разобранных лагерных бараков.
Кадры строительства Истринского гидроузла. 1932-1934 гг. Источник: https://russiainphoto.ru
Такой вид открывается на подступах к плотине. Бетонное русло водоброса тоже было построено руками заключенных.
Мы приезжаем в поселок гидроузла имени Куйбышева, на месте которого изначально тоже находился лагпункт. В этом небольшом поселке в основном находятся более современные здания, но среди них можно найти и постройки дмитлаговских времен. С большой вероятностью они проектировались архитекторами Дмитровской мастерской «Москваволгостроя» Иваном Белдовским и Петром Козыревым.
Например, так выглядит главное здание поселка (на фото). Оно было построено одновременно с плотиной силами заключенных.
Главное здание поселка при гидроузле, построенное заключенными.
Главное здание поселка при гидроузле, построенное заключенными.
А мы идем дальше и спускаемся к Истре с другой стороны плотины.
Охраняемая зона. На заднем плане видна Истринская плотина.
Тут наша история подходит к тому моменту, когда мы заблудились в лесу. Вообще в наших целях было отыскать крест, установленный в память о заключенных Дмитлага, который находится где-то в районе хутора Ламишино. Но где конкретно он находится, мы не знали. Мы направились в сторону хутора через лес по берегу водохранилища.
Берег водохранилища.
В лесу мы заплутали и наткнулись на заброшенный совесткий санаторий.
Заброшенный санаторий.
Потом мы наткнулись на собаку у будки охраны, поплутали еще и, наконец, вышли к дороге на Ламишино. Там мы зашли в Церковь Казанской иконы Божией Матери, чтобы спросить, где находится этот крест. Мы разговорились с местным протоиреем Николаем Ельчевым, и оказалось, что он был одним из инициаторов установки этого креста. По его словам, в 1997-1998 годах в этом месте благодаря описаниям местных жителей было найдено захоронение. Останки перезахоронили, а поверх поставили памятный крест. Николай Ельчев подсказал нам направление, и вскоре мы отыскали его — захоронение находится примерно в 400 метрах к северу от церкви.
Памятный крест близ Ламишина.
Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь покоится прах репрессированных строителей Истринской плотины. 1932-1935 гг.». Мы по традиции оставляем цветы под крестом.
Это — единственный мемориал в Истринском районе, посвященный строителям Дмитлага. И очень приятно узнавать, что он был установлен по инициативе местных жителей и что за ним ухаживают. По словам Николая Ельчева, у них в планах заменить этот крест на другой, более прочный.
Мемориальная табличка под крестом.
Так мы съездили в Истринский район — еще одно место, связанное со строительством канала им. Москвы, где память об этих событиях вшита в местные города, села, дороги. Вы можете почитать про наши другие экспедиции по следам Дмитлага: например, про нашу поездку в Дубну и Дмитров.
Поделиться: