Игорь Аничков — узник Соловков


Источник

16.04.2024

Среди жертв массовых репрессий было немало представителей научной интеллигенции. Одним из них был Игорь Евгеньевич Аничков — лингвист, философ и доктор филологических наук. Он обогатил науку работами по методике преподавания иностранных языков и создал новую лингвистическую дисциплину — идиоматику.


Игорь Евгеньевич Аничков

Аничков родился 23 мая 1897 года в дворянской семье, детство провел за границей, где в совершенстве овладел английским и французским языками. На юность молодого филолога пришлось время политических потрясений. Окончив историко-филологический факультет Петроградского университета в 1915 году, он отправился на фронт Первой мировой войны. По возвращении был мобилизован в Красную армию, затем бежал в войска адмирала Колчака, а после её разгрома принял решение остаться на Родине.

К моменту своего ареста Игорь Аничков имел за плечами несколько лет преподавания в Красноярске и Петрограде, являлся научным сотрудником НИИ языков Ленинградского университета, а также успел опубликовать несколько научных работ по методике преподавания иностранных языков, которые и принесли ему первую известность в научном мире.

21 февраля 1928 года Аничкова арестовали, а в октябре коллегия ОГПУ приговорила его к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения по политической статье 58-11 УК РСФСР. В обвинении говорилось, что Игорь Аничков —

активный член нелегальной церковно-монархической антисоветской организации "Братства прп. Серафима Саровского", "Содружества 5-ти" и "кружка Тайбалиных".

Примечательно, что он был арестован по одному делу с будущим филологом, культурологом, академиком РАН, историком древнерусской литературы Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.


Дмитрий Лихачёв в лагере на свидании с родителями


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Соловецкий лагерь особого назначения был создан в 1923 году и стал прототипом будущих лагерей ГУЛАГа. За короткий срок Соловецкие острова, где с XV века располагался уникальный монастырь, стали пространством масштабного эксперимента по организации места массового заключения нового типа.


Соловецкий лагерь особого назначения

В фондах Соловецкого музея-заповедника сохранилась почтовая карточка с письмом Игоря Евгеньевича к матери:

Дорогая моя Мама! Я жив, здоров и бодр. Исполняю пока чистую и не неприятную работу по вывозу снега. Работы по своей специальности, т.е. преподаванию английск. языка я вероятно не получу, но получу другую подходящую для себя работу. Однако в свободное время буду преподавать англ. яз., и поэтому прошу тебя выслать мне словарь, книгу о предлогах норвежского автора и новый экземпляр книги Киркпатрика «Идиоматический Англ. Яз.». Вышли пожалуйста эту книгу не откладывая. Две открытки твои я получил, что доставило мне большую радость. Не грусти, дорогая Мама, думай обо мне и о Вете и я буду думать о Тебе, вернее думаю о Тебе…

Ему повезло быть досрочно освобожденным спустя три года в лагере и провести пик сталинских репрессий в ссылке, вдали от крупных городов. В 1938 году Аничкову удалось вернуться в Ленинград и даже возобновить преподавание английского языка в высших учебных заведениях. Однако полностью реабилитированным его признали только посмертно в 1993 году.

Выбраться с Соловков удалось далеко не всем. За время существования лагеря здесь погибло не меньше 7,5 тысяч человек.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Николай Заболоцкий «История моего заключения»
| Долгая катынская ложь. Как пропаганда снова пытается отмыть НКВД от обвинения в убийстве польских военнопленных, разбирается историк
| Соснина Н.К.: «Дети умерли все, муж умер, корова сдохла» | фильм #378 МОЙ ГУЛАГ
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
| Отца забрали в 1936-м…
| Судьба инженера
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus