ЦГК (Пермь): "сохранить нельзя выбросить" - выставка-исследование совместно с Пермским краеведческим музеем


Источник

13.02.2024

Выставка «Сохранить нельзя выбросить» — это первый итог сотрудничества ЦГК и Пермского краеведческого музея: нас объединил общий интерес к локальным историям и семейным архивам. А ещё эта выставка берёт своё начало из мастерской под названием «Лига пыльных антресолей».


 

«Лига», в свою очередь, выросла из мастерской «Бумажное прошлое», организованной в ЦГК четыре года назад в рамках музейного проекта «Соседи по Перми». Кураторы «Бумажного прошлого» предлагали горожанам обратиться к их домашним архивам и рассказывали, как можно систематизировать, хранить и представлять найденное.


 

Пермский краеведческий музей присоединился к инициативе в 2023 году. И первыми участниками «Лиги пыльных антресолей» стали именно сотрудники музея. Им было интересно взглянуть на материал личных и семейных архивов, с которым они привыкли иметь дело, под новым углом, а организаторам лаборатории — понять, в какой степени профессиональная оптика влияет на то, как человек смотрит на собственное прошлое и на его материальные свидетельства, как оценивает музейный статус предметов и их символическое значение.

Соучастие, вовлечение людей в процесс создания проекта
и взаимный интерес друг к другу, как и всегда,
были для нас принципиально важными.

Как и в других проектах ЦГК, мы постарались совместить исследовательскую часть с нетривиальным подходом к экспонированию и высокой степенью творческой свободы: по этой формуле мы и создали выставку «Сохранить нельзя выбросить».

Мы дали каждому участнику мастерской домашнее задание: отобрать из личного архива три разных предмета:
→ Особо ценный в личном плане предмет, расставание с которым немыслимо;
→ Предмет, который можно отдать в музей, поскольку он может быть ценен как музейный экспонат;
→ Предмет, который не имеет субъективной ценности и легко может быть выброшен или подарен.


Все эти предметы размещены в первом зале выставки — но суть в том, что в этом зале зритель не узнает, к какой именно категории владелец предмета его отнёс. Самое простое, что тут можно сделать — попробовать поиграть в угадывание и предположить, что из представленного, по мнению владельца, обычный хлам, что — музейный экспонат, а что — личная реликвия.

Ответы вы найдёте в следующем зале и, скорее всего, они вас удивят, поскольку интуиция тут будет путаться и давать сбои. Но в этом и суть: этот странный эффект станет хорошим импульсом для размышлений о том, что же в действительности наделяет предмет (и, в частности, музейный экспонат) ценностью в самом широком смысле.

Чтобы сделать этот эксперимент ещё более многослойным, мы попросили включиться в эту игру главного хранителя Пермского краеведческого музея, Горшкову Надежду Сергеевну. Важно отметить, что при составлении экспертного заключения по представленным предметам на выставке Надежда Сергеевна руководствовалась только фотографиями данных предметов, они намеренно были лишены контекста и сопутствующих историй.

Что получится, если делать выводы,
не имея
 на руках исчерпывающей информации об объекте?

Конечного ответа у нас нет, и его, возможно, не появится даже по окончании выставки — хотя мы подспудно надеемся его получить. Именно поэтому мы разработали рабочую тетрадь-путеводитель по выставке, которая была выдана вам при входе. Такая тетрадь станет еще одним инструментом нашего исследования: нам важно, чтобы зрители могли зафиксировать в ней свои мнения и впечатления об объектах, тем самым став полноценными участниками этого эксперимента, о результатах которого мы будем судить, проанализировав полученные данные.

Станет ли итогом этой выставки ревизия наших представлений о том, что заслуживает, а что не заслуживает права становиться частью музейной коллекции? Не исключаем. Но это и не самоцель: гораздо важнее для нас — попытка смещения привычной оптики, которая неизбежно изменит наши представления о том, что же скрывается под определением «музейного экспоната».

Впрочем, у выставки есть и более практическое преломление: отдельный зал мы отвели под разговор о том, как можно обходиться с памятными личными вещами в случае, если вы решили дать им вторую жизнь. Кстати, отдать их в музей и попытаться сделать их частью истории тоже можно, но этот вариант, как вы убедитесь — далеко не единственный.

И конечно, мы не смогли обойтись без элемента искусства: в случае с выставкой «Сохранить нельзя выбросить» эту нишу займет серия работ Петра Стабровского и Никиты Гилева «Идолы», которая, как и сама экспозиция, представляет собой эксперимент по изменению фокуса и наведение оптики на красоту материальной среды.

Но в конечном итоге и все экспозиционные залы подчинены одной идее: поиску способов внимательно смотреть на окружающий мир, подвергая всё увиденное сомнению и рефлексии, но не сомневаясь при этом в его фундаментальной красоте и целесообразности каждого предмета — надо только определиться с тем, как правильно с тем или иным предметом следует поступать.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Информация по спецпоселениям ГУЛАГа в г. Чусовом и Чусовском районе Пермского края, существовавших
в 1930-1950-е годы

7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
| Мы думали, что Сталин ничего не знает
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus