Рапорт уполномоченного Пермского окротдела ОГПУ И.К. Бердникова начальнику окротдела ОГПУ о результатах предварительного расследовании перегибов в ходе раскулачивания в Медянском сельсовете Уинского района Пермского округа[1]
20 февраля 1930 г.
[Медянский сельсовет
Уинского района
Пермского округа
Уральской области][2]
Доношу, что предварительным расследованием по Медянскому делу о перегибах на 20 февраля с.г. в качестве виновных установлены следующие лица:
1. ДУДИН - начальник адм[инистративной] части райисполкома, член бюро райкомпарта и член президиума РИКа, который 18 января с.г., т.е. еще до получения директивы из округа, приехав в Медянку, приступил к описи имущества под видом недоимок, а с 19 января с.г. приступил к изъятию имущества. При этом дал на заседании бюро ячейки такую установку, как говорит свидетель Безденежных: «Начинается кампания раскулачивания кулачества и уничтожения кулачества как класса. По постановлению бюро райкома партии мы должны приступить к этой работе практически. Прежде всего, нужно произвести опись имущества у кулаков-лишенцев и у индивидуально обложенных зажиточных граждан. Описи подлежит все. При описи произвести тщательный обыск. Опись произвести якобы за недоимки. Деньги и ценности немедленно отбирать и сдавать в сельский совет. К делу нужно отнестись по-ударному – лучше перегнуть, чем недогнуть. К описи приступили ночью врасплох».
Показание свидетеля Безденежных подтверждены еще двумя показаниями.
Кроме того, по расположению Дудина передавались вещи в личное пользование, по его же распоряжению имущество описывалось и изымалось ночью. В общем, вся работа и все перегибы по Медянскому, Михинскому, Шарыпинскому и Черемисскому сельским советам проходили под руководством Дудина.
2. ИЛЬИН Александр Иванович - секретарь Медянской партячейки, действовал по директиве Дудина, дал тоже неправильную установку на собрании уже после изъятия имущества, т.е. 28 января с.г. Он на собрании по вопросу о выселении кулачества говорил, что наступило время 1918 г. Что он теперь оправдывает тем, что якобы он говорил о разнице 1918 года с 1930 годом. Но это породило в общественном мнении «эпоху военного коммунизма», в результате чего вынесено решение о выселении 83 человек.
Он не принял мер к пресечению известных для него безобразий. Сам взял койку в личное пользование и на эту же мысль толкнул рабочего – коммуниста Безденежных.
3. Члены правления совета коммуны в лице председателя коммуниста ЗАПЕВАЛОВА С.Е. раздали в личное пользование имущество с санкции Дудина своим членам-беднякам по случаю женитьбы, а именно:
а) Батраку ТИТОВУ В.А., кандидату ВКП(б), выданы: войлок, одеяло, подушка и чесанки.
б) Дочери коммуниста КЛИМОВСКИХ Г.И. выданы: войлок, одеяло, подушка, скатерть, полотенце, домашняя ткань - 7 аршин, тик, холст – 8 аршин и две хлебных чашки.
в) Комсомолке ЮШКОВОЙ Федоре выдан: войлок, подушка, холст - 22 аршина, домашняя ткань - 5 аршин и скатертей 3 шт.
4. БЕЗДЕНЕЖНЫХ К.А. (коммунист, Лысьвенский рабочий) получил во временное пользование койку и постельную принадлежность с санкции секретаря партячейки ИЛЬИНА под расписку у члена комиссии, принимавшей изымаемое имущество, Серовикова Ф.И.
5. Инспектор УРО, он же и заместитель начальника адмчасти Уинского райисполкома, коммунист ШЛЯПНИКОВ взял во временное пользование самовар и отправил его жене в Ордынский район.
6. Рабочий депо Пермь-II, коммунист Пермяков, теперь председатель Правления экономии в Медянке, заняв квартиру индивидуала Неустроева Ф.И., пользуется бесконтрольно мясом и другими продуктами Неустроева и выдавал мясо другим бесплатно, или вернее деньги как он сам пока за мясо не уплатил, а так же и не взял с тех кому отпускал мясо.
7. Председатель Медянского сельсовета беспартийный ДЕРЕВЯННЫХ Ульян беспрекословно выполнял распоряжения секретаря партячейки Ильина и Дудина, хотя по линии советской у него никаких распоряжений об изъятия имущества и о продаже такового не было. Однако судить его за это нельзя, т.к. он просто подчинялся Дудину.
Имущество изымалось по предварительной описи, но так как при описи – в опись включались не все вещи (не включались или мелочи, или же пропускались вещи по неопытности лиц, производивших опись), то, когда изымали имущество, то забирали, не считаясь с описью. Так сверх описи изъято имущество у следующих граждан:
ПО МЕДЯНСКОМУ С/СОВЕТУ:
1) Стрелкова Мих. Федоров.(сын в Красной Армии)
2) Мордынова Вас. Григ. (год тому назад демобилизован)
3) Ширинкина
4) Мордынова Григ. Петров.
5) Ширинкиной Мар. Андр.
6) Ширинкиной Клавдии Александр.
7) Елькина Ник. Афанас.
8) Молчанова Григ. Максимов.
9) Серовикова Прокопия Иванов.
10) Серовикова Матвея
11) Мошанова Тимофея
12) Меденникова Кирилла
Все это подтверждено заявлениями граждан.
Такое же положение и по другим сельским советам, т.е. Черемисскому, Махинскому и Шарынинскому, но так как картина безобразий ясна, то полностью расследовать этот вопрос нет надобности.
Материал высылкой задержится потому, что еще не допрошены Дудин и другие районные работники.
Полагаю арестовать пока одного Дудина. При чем, если в районе выяснится, что в этом деле виноваты бюро райкома в целом и члены президиума райисполкома, то 27 февраля доложу Вам лично, не производя до этого врем[ени] никаких арестов.
Уполномоченный Бердников
ВЕРНО:[3]
ПермГАНИ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 131. Л. 45-45 об. Заверенная копия. Машинопись.
[1] О событиях в Медянском сельсовете Уинского района Пермского округа также см. док. № 14, 21, 23, 28.
[2] Установлено по содержанию документа.
[3] Подпись неразборчива.