Открытие выставки «Простой карандаш»


Источник

27.04.2023

Музей истории ГУЛАГа и Музей архитектуры имени А.В. Щусева представляют выставочный проект «Простой карандаш», приуроченный к 100-летию с момента образования Соловецкого лагеря особого назначения и рассказывающий о материальном наследии Соловецкого архипелага, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

100 лет назад постановлением СНК СССР на территории древнего монастыря в Белом море был образован Соловецкий лагерь особого назначения, который стал прототипом сотен будущих лагерей ГУЛАГа. Именно в Соловецком лагере отрабатывались методы содержания и способы использования принудительного труда большого числа заключенных. 

Выставка представляет два взгляда на Соловки периода 1920–1930-х годов. С одной стороны, Соловки показаны глазами лагерной администрации, для которой архипелаг стал пространством масштабного эксперимента по организации места массового заключения нового типа. С другой — глазами двух людей, оказавшихся внутри этой системы против своей воли, но не утративших способность видеть красоту и уникальность места, а также понимания необходимости его сохранить.

«Соловки — точка сложного сплетения истории: от уникального монастыря, столетиями охранявшего северные границы государства и ставшего культурным и хозяйственным центром Русского Севера, до масштабного эксперимента ХХ века, который положил начало системе ГУЛАГа. Через объектив фотографа, карандашные рисунки и фрагменты оригинальных текстов мы предлагаем посетителям посмотреть на Соловки глазами тех, кто почти столетие назад оказался на островах по своей воле и против нее», — рассказывает куратор выставки Олеся Сириченко.

Основой для первого раздела экспозиции выставки стала рукопись заключенных Соловков Пантелеймона Казаринова и Александра Евневича. Рукопись является результатом исследования, выполненного летом 1934 года. Авторы составили описание и зарисовали более 400 архитектурных, исторических и археологических памятников, большинство из которых в настоящее время утрачены. В 1937 году оба автора рукописи были расстреляны.

Второй документ, представленный на выставке — альбом фотографий Соловецкого лагеря особого назначения, на которых запечатлена инфраструктура и быт лагерной жизни. Это своеобразный фотоотчет, демонстрирующий успешную работу ОГПУ по организации идеального места для перевоспитания особо опасных преступников в полезных членов общества.

Фрагменты текста, рисунки и детали биографий Пантелеймона Казаринова и Александра Евневича, а также фотографии Соловецкого альбома будут впервые представлены широкой аудитории. Значительная часть архитектурных памятников Соловецкого архипелага, которые можно увидеть на фотографиях и рисунках 1920–1930-х годов, в настоящее время утрачена, что делает эти документы особенно важными источниками в деле сохранения материального и культурного наследия.

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева: «С точки зрения историка архитектуры этот проект — о сохранении наследия, памяти и сведений о ней. Мы знаем немало примеров подвижничества сродни тому, что продемонстрировали Пантелеймон Казаринов и Александр Евневич. Они встают в один ряд с такими важными для Музея архитектуры деятелями как Петр Барановский, Павел Юкин, Алексей Щусев и многими другими специалистами, продолжавшими свою деятельность, свое служение русской культуре в любых обстоятельствах».

К годовщине образования Соловецкого лагеря особого назначения в издательской программе Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти опубликована рукопись П.К. Казаринова и А.А. Евневича — книга «Соловки. Историко-археологические памятники Соловецкого архипелага (вне Кремля). Регистрационное обследование 1934 года».

Куратор выставки: Олеся Сириченко, специалист по истории Соловков, сотрудник Музея истории ГУЛАГа.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Мартиролог репрессированных
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
| Руки назад!
| Любила его всей душой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus