Исторический раздел:

Информационное письмо [сотрудника Кочевского райкома ВКП(б)] И.П. Гладикова в Коми-Пермяцкий окружком партии о проведении раскулачивания в Кочевском районе Коми-Пермяцкого национального округа


Информационное письмо [сотрудника Кочевского райкома ВКП(б)][1] И.П. Гладикова[2] в Коми-Пермяцкий окружком партии о проведении раскулачивания в Кочевском районе Коми-Пермяцкого национального округа

 

20 февраля 1930 г.

с. Кочево

Кочевского района

Коми-Пермяцкого национального округа

Уральской области

                                                                                                                                                   261261_2

По получении директив со стороны ОКа и инструктировании секретарей РК в с. Юксееве тов. КОЛЫХМАТОВЫМ Кочевским РК ВКП(б) были также проинструктированы и командированы по местам уполномоченные РК ВКП(б), которые и приступили к работе.

По получении же директив ОК ВКП(б) от 16/II-1930 г. выяснилось, что к выселению нужно было приступить только головки кулачества и белобандитов, а остальных пока не трогать, т.к. не было бы физической возможности выкорчевать всех намеченных лиц. В результате оказалось: беднота требует немедленного выселения всех намеченных лиц, а мы физически не в силе стали выполнять требования батрачества и бедноты и этим самым можем получить недоверие[3] (как говорят отв. секретарь РК т. Брагин[4] и пред. рика тов. Истомин[5]). Для исправления дела РК решил снова проводить бедняцкие собрания с разъяснением, что всех намеченных к выселению, выселить физически невозможно и пока будем выселять только головки.

В момент работы выяснились следующие положительные и отрицательные факты: в большинстве случаев батрачество и беднота с яростной злобой смотрит на кулачество и белобандитов. «Если бы допустить, то разорвали бы на куски кулаков и белобандитов» (так сообщают уполномоченные из Уржинского, Дуровского и других с/с, а Уржинский с/с самый экономически мощный по району и был самый консервативный), это доказывает беднота[6] …, за беднотой идет и среднячество[7].

Колхозное движение приняло более широкие размеры, чем до сего времени; и район объявлен районом сплошной коллективизации, на почве чего все планы весенней с/хоз. кампании рухнули и сейчас нужно составить новые планы с расчетом сплошной коллективизации до весеннего сева. В момент сплошной коллективизации есть случаи, когда принимались в колхозы и кулачество, примерно[8] в Ташкинском сельсовете в колхоз вошли кулаки и белобандиты, а беднота и батрачество сначала не вошли и только вошли при выкорчевывании кулаков [из колхоза] (6 бедняков и 1 батрак).

Есть и такие моменты, что семьи предназначенных к выселению, начинают производить разделы двора и пишут заявления [о вступлении] в колхоз. Дочери выселяемых хочут выходить взамуж за колхозников и батраков и последние приходят даже в РК ВКП(б), спрашивают, можно [или] нет жениться на них. Когда в колхоз их не принимают, то они со слезами просят о вступлении и кланяются в ноги колхозникам (Колушинский колхоз), но, конечно, их не принимают.

В Юксеевском сельсовете одна женщина жила с мужем 35 лет и сейчас разводится с мужем, говоря, что он, оказывается, кулак, с которым я не могу жить и желаю вступить в колхоз. 

В Ташкинском сельсовете никак не удалось взять веские материалы на кулаков и белобандитов, т.к. беднота настолько еще забита и терроризирована кулачеством, что говорят: «У нас нет кулаков, а которые участвовали в белых дружинах, то они из-под силы оружия, а сейчас все они хорошие». И в результате взят пока один кулак, тогда как в 1927 г. было кулачеством сорвано проведение самообложения и в последующие годы было ряд искажений и срывов работы. Сельсовет являлся одним из экономически мощных по району, а председатель сельсовета говорит, что «у нас с/совет бедный и кулаков нет». Если будешь спрашивать, кто участвовал у белых добровольцем, то он отвечает: «Не знаю». У самого же хозяйство среднее, служил в рядах РККА, демобилиз[ован] в 1926 или [19]27 г., два брата погибли в рядах Кр[асной] Армии, и все же не видит кулаков и сросся с кулачеством.

В Воробьевском сельсовете у одного кулака жили 3 батрака, один из них – 19 лет, второй – 12 [лет] и 3-й – 7 лет. Сейчас этот кулак выселен из своего дома и батраки сейчас только начинают высказывать в каких тяжелых условиях жили у него в старые годы, получали по 12 руб. в год, днем и ночью эксплуатировались и т.д., сейчас, дескать, поживем.

Беднота Уржинского сельсовета говорит кулакам, что «мы у вас находились до сего времени в кулаках, а сейчас вы у нас будете в кулаке».

Кулачество выселение предвидело, т.к. в газетах об этом писалось, и они готовились к выселению, пряча хлеб и имущество.

В момент производства обысков у кулачества отдельные работники допустили ряд грубейших искривлений директив, примерно в с. Кочевом под руководством уполномоченного РК секретарем РК ВЛКСМ тов. Баяндиным съедено из печи мясо. В момент обысков одним комсомольцем украдены вещи и мясо (баранина), сам тов. Баяндин унес у одних яиц 15 штук. В Юксееве председатель с/совета унес часы для сельсовета. Там же съели масло, участниками [этого] были и комсомольцы, одна женщина начинала брать сито, говоря, что «у меня нет сита» и т.д.

В момент выкорчевки были перегибы и такие, что в Юксеевской же стороне выселили некоторых средняков.

Реагирование на раскулачивание партийцами таково, что наконец догадались [до] ликвидации кулачества и белобандитов, но отдельные партийцы в деревнях в момент практической работы не могли поставить вопрос так, чтобы сразу было видно, кого нужно взять, т.е. не подготовились к этому вопросу (в Б[ольше]-Пальниковском сельсовете) и взялись за работу только с уполномоченными РК под их руководством.

 

Гладиков

 

ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 404. Л. 261–261 об. Копия. Машинопись.



[1] Установлено по содержанию документа.

[2] Гладиков Иван Павлович, 1900 г. р., уроженец д. Отопково Чердынского уезда Пермской губ. В январе 1919 г. – январе 1923 г. находился на службе в РККА. С марта 1923 г. на работе в органах советской власти. В марте 1924 г. – марте 1925 г. – председатель сельсовета, затем член Березовского райкома ВКП(б). С августа 1926 г. до июня 1928 г. находился на учебе в совпартшколе. В июне 1928 г. – декабре 1929 г. ответственный секретарь Кочевского райкома ВКП(б) (ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 17. Д. 26. Л. 6–7).

[3] Так в документе.

[4] Брагин Федор Васильевич, 1897 г.р., уроженец с. Егва Соликамского уезда Пермской губ. В 1918–1920 гг. находился на службе в РККА. С февраля 1921 г. по сентябрь 1925 г. являлся заведующим волостным военным отделом, ответственным секретарем партячейки, заведующим избой-читальней. В сентябре 1925 г. – октябре 1927 г. – слушатель совпартшколы. В ноябре 1927 г. – июле 1929 г. – ответственный секретарь Кудымкарского райкома ВКП(б). С июля по декабрь 1929 г. – инструктор Коми-Пермяцкого окружкома ВКП(б). В январе – мае 1930 г. – ответственный секретарь Кочевского райкома ВКП(б) (ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 17. Д. 524. Л.1-13).

[5] Истомин Илья Владимирович, 1886 г.р., уроженец Пермской губ. В 1902–1914 гг. – учитель школы грамоты, писарь волостного управления земской управы, служащий Амурской контрольной палаты. В 1918–1923 гг. находился на службе в органах ВОХР и ВЧК. В январе – декабре 1923 г. – секретарь Пермского губернского суда, декабре 1923 г. – августе 1925 г. – заместитель нотариуса Пермской нотариальной конторы. В августе – ноябре 1925 г. – народный судья. С ноября 1925 г. по январь 1929 г. – помощник, заместитель окружного прокурора. В 1926–1927 гг. проходил обучение на юридических курсах. В январе 1929 г. – феврале 1930 г. – окружной прокурор, в феврале–мае 1930 г. – председатель Кочевского райисполкома (ПермГАНИ. Ф. 200. Оп. 17. Д. 275. Л. 5, 11).

[6] Здесь и далее слова, выделенные разрядкой, в тексте документа подчеркнуты. Многоточие поставлено в документе.

[7] Данный абзац и следующий отчеркнуты по левому полю.

[8] Так в документе, имеется в виду «например».

Поделиться:

Рекомендуем:
| Реки памяти Пермского Мемориала
| 8 марта — день историка
| Слово о погибели русской земли от рук «горилл», или как большевики разобрались с исторической наукой
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
| Если ты ссыльный
| Мы все боялись...
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus