Исторический раздел:

Методические рекомендации по проведению игры-занятия «Подлежат реабилитации?»


 Авторы: Латыпов Р. Р., Черемных М. В.

Обоснование

Педагогам общеобразовательных учреждений предлагается авторская методическая разработка для проведения внеурочного и внеклассного занятия. Формальным поводом её появления стал 30-летний юбилей Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (принят в октябре 1991 года) и вопрос о том, является ли эта дата специфическим историческим событием или речь идёт о явлении важного лишь для узкого круга людей? Задумаемся об этом и попробуем разобраться.

Авторы игры «Подлежат реабилитации?» считают, что сегодня крайне актуально работать с текстами действующих российских законов: вникать, понимать, уметь анализировать и интерпретировать. К тому же закон, вокруг которого предлагается провести обсуждение с молодыми людьми, интересен ещё и тем, что сам по себе он до сих пор является уникальным за всю историю российского законодательства. Почему? А потому что в нём государство прямо признает совершение массового и многолетнего террора против собственных граждан и подтверждает необходимость действий, связанных с возвращением им честного имени и определённых действий по компенсации нанесённого ущерба. Согласитесь, примеров подобного признания властью своей ответственности не так уж и много.

С другой стороны, о самом процессе реабилитации, проходившей волнами с середины 1950-х по сегодняшние дни, молодые люди знают очень мало. Такое положение дел способствует бытованию многочисленных мифов и стереотипов. Есть ложное представление о том, что через процесс реабилитации прошли уже все, кто пострадал. То есть перед всеми извинились.  Есть мнения, что реабилитация была полной с юридической и моральной точки зрения, что государство вполне и полно компенсировало пострадавшим ущерб, нанесённый когда-то. Распространены и демагогические точки зрения о том, что реабилитация вообще была не нужна: раз это были не массовые репрессии, а лишь «единичные ошибки», которые впоследствии советское государство признало, то и нечего заниматься ерундой, современных проблем хватает.

В ходе игры мы поразмышляем и о том, почему реабилитация в России оказалась такой малоизвестной, неполной, недоделанной и даже в чём-то странной. Её участникам предстоит обсудить, как можно (и возможно ли вообще) изменить этот закон, руководствуясь интересами справедливости. Игра организуется как интерактивное ролевое взаимодействие, включающее в себя дискуссию и обсуждения. Участники получат интересную информацию, опыт публичного выступления и возможность вместе поразмышлять над сложной историей своей страны.

Занятие проводится с использованием мультимедийных материалов и рассчитано на проведение в старших классах в рамках курса отечественной истории XX века и обществознания.

 

Цель занятия

Познакомить учащихся с процессом реабилитации жертв политических репрессий советского периода как важным историческим и гуманитарным явлением.

 

Задачи урока

 

Необходимое время для занятия

80 – 90 минут.

 

Предварительная подготовка

Учитель (ведущий игры) знакомится с текстом самого закона и материалами к занятию (см. приложения ниже), готовит раздаточный материал (карточки с заданиями) и проверяет работоспособность мультимедийного оборудования для демонстрации электронной презентации (см. презентацию в конце текста).

Важно познакомиться с публикациями по теме. В частности, см. вступительную статью А. Л. Кононова об истории принятия закона в сборнике «Реабилитация и память. Отношение к жертвам советских политических репрессий в странах бывшего СССР», М., 2016, с.  5 – 28), а также интервью с ним же на портале Meduza. Это поможет понять особенности исторического контекста и ответить на вопросы учащихся.

 

Ход занятия

  1. Первый вопрос ко всей группе для диагностики имеющихся знаний участников: Назовите свои ассоциации со словом «реабилитация»?

Ведём запись ассоциаций на доску (флип-чарт) и комментируем тот образ, который сложился у группы.

Затем, запускаем обсуждение второго термина – «реабилитация жертв политических репрессий» и в блиц-режиме комментируем вместе с группой разницу в обоих терминах: зачёркиваем некоторые предыдущие ассоциации (например, восстановление здоровья человека) и добавляем новые, ранее не прозвучавшие от участников.

Далее, даём формулировку второго термина (желательно с проецированием формулировки на экране) и краткую содержательную справку о действующем законе РФ.

 

  1. Следующий раунд обсуждения: Как вы думаете, для кого создан закон о реабилитации жертв политических репрессий? Каково значение данного закона? Запускаем карточки с текстом преамбулы закона, выводим его на экран и после внимательного прочтения организуем коллективное обсуждение различных версий. В результате у нас получится несколько адресатов данного закона. К ним мы вернёмся чуть позже.

 

  1. Далее необходимо небольшое информационное сообщение ведущего игры или приглашённого эксперта об истории процесса реабилитации в СССР и РФ, об объективных сложностях по принятию данного закона (не более 7-10 минут с проецированием основных дат и тезисов на экране). Используется электронная презентация, в которой указано, что общее количество репрессированных в советский период составляет по разным оценкам от не менее 10 миллионов граждан (по подсчётам федеральной Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий на начало 2019 года) и до не менее 12 миллионов граждан (по данным Общества «Мемориал»). При этом количество реабилитированных (т.е. по которым проведена юридическая процедура вплоть до выдачи официальных справок о реабилитации) на сегодняшний день составляет около 5,1 миллионов граждан (по данным федеральной Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий на начало 2019 года).

Обращаем внимание участников группы на разницу между цифрами репрессированных и реабилитированных вопросом: можно ли считать процесс реабилитации в таком случае завершённым, как нередко мы слышим?

 

  1. Теперь возвращаемся к разговору о том, кому адресован данный закон. Выделяем две заинтересованные стороны. Обращаем внимание, что у любого явления бывают оппоненты. Так у нас получается три ролевые позиции. Предлагаем всем участникам выбрать роль, наиболее соответствующую их отношению к данному закону:

Участники делятся на три группы. 

 

  1. Организуется групповая работа (до 15 минут). Задание ко всем группам:

Текст задания выдаётся группам на карточке, а также подаётся отдельным слайдом на экране. Помимо этого, каждой группе (а лучше всем участникам) выдаются карточки с основными положениями Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Участники читают закон, анализируют его в своих группах, собирают мнения и записывают предложения на большом листе для последующей презентации.

 

  1. Выступление представителей групп с визуализацией основных идей (аргументов) на доске (флип-чарте).

Далее, ведущий модерирует общее обсуждение в логике: дополнения от участников группы, которые не выступали, вопросы к выступающим, затем мнения, суждения, комментарии всех участников занятия.

Важно также отметить (см. отдельный слайд презентации), что основная существующая критика закона о реабилитации и его реализации сводится к следующему:

При обсуждении размера материальной компенсации за утраченное или конфискованное имущество прямым родственникам репрессированных (а по закону о реабилитации эта сумма не может превышать 10 тысяч рублей) можно подготовить карточку (или слайд) о том, что можно приобрести на эту максимальную сумму, сравнивая тем самым размер утраченного тогда и потенциально приобретаемого сегодня. Сведения о современных товарах и их стоимости легко можно найти в интернете.

 

  1. Подведение итогов – коллективное обсуждение с участниками, что они чувствовали в ходе игры? Что дала им игра? То есть о чем узнали, поняли, задумались, что «возьмут» с собой, будут применять в жизни.

 

  1. Итоговое выступление ведущего о смыслах и необходимости работы с данным законом.

 

Обращаем внимание аудитории, что несмотря на очевидную направленность закона, прежде всего, на пострадавших от государственного террора (уже ушедших из жизни или ещё живущих, но очень пожилых людей), сам документ и его применение важны для восстановления исторической справедливости, а также с точки зрения гуманитарных последствий для современного общества, публично продекларированного стремления не допустить подобных преступлений в будущем. То есть в этом смысле закон важен для всех российских граждан. Поэтому данный закон нуждается не только в сохранении, продолжении своего действия, но и в обязательном усовершенствовании и обновлении с учётом нынешних возможностей государства и внимания общества к этой теме.

 

  1. Необходимо поблагодарить участников за работу и интерес к теме.

 


 

Рекомендуемые материалы для подготовки

к занятию «Подлежат реабилитации?»

 

Основные понятия (глоссарий)

Тоталитаризм (от лат. totalis – целый, полный) – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, диктатом одной идеологии, подавлением любой оппозиции террористическими методами. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица («вождя»), опирающегося в ее осуществлении на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Сохраняющиеся демократические формы и институты (парламент, выборы, референдум и др.) лишены всякого реального содержания и играют роль декорации, используемой для пропагандистских целей.

Репрессия (от лат. repressio – подавление) – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.

Политические репрессии (из Закона РФ о реабилитации жертв политических репрессий) – различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде

осуществлявшееся

«Большой террор» – массовые политические репрессии в СССР в период 1937 – 1938 года, которым подверглось около двух миллионов человек. Термин получил распространение после выхода в 1975 году одноимённой книги известного историка Роберта Конквеста.

Реабилитация – официальное восстановление в прежних правах; восстановление чести и репутации опороченного лица.

 

Правила ведения обсуждения (дискуссии)

Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.

У Вас есть право на собственное мнение, но нет монополии на факты.

Не говорите: «Вы не правы», только – «Я с Вами не согласен».

Необходимо опираться на надёжную фактическую базу.

В выступлении уточните аргумент оппонента, который вы хотите оспорить.

Нельзя превращать реплику в доклад.

Если Вы не можете развить аргумент в течение трёх минут – с Вашим аргументом что-то не так.

Обсуждая тему «А», не начинайте дискуссию по теме «Б».

Формулируйте тезис в начале и (или) в конце Вашего выступления.

Говорите сейчас, здесь – во время дискуссии, а не потом – в коридоре.

Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь – как раз простые аргументы часто оказываются продуктивными.

Каждый имеет право на молчание.

 

Высказывания известных людей

Нет более верного признака упадка нравственности в стране, чем отсутствие стремления её жителей приносить пользу отечеству.
Джозеф Аддисон

 

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя; спроси, что можешь ты сделать для своей страны.
Джон Кеннеди

 

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись.
Иван Сергеевич Тургенев

 

Желание служить общественному благу должно проистекать от души, быть условием личного счастья. Если же оно идёт не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то.
Антон Павлович Чехов

 

Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять её политикам.
Шарль де Голль

 

Раздаточные материалы к занятию

 

Карточка 1

Преамбула Закона РФ о реабилитации жертв политических репрессий

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

 

Карточка 2

Задание к ролевым группам:

 

Карточка 3

Извлечения из Закона РФ о реабилитации жертв политических репрессий

 

Статья 1

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде

осуществлявшееся

 

Статья 1.1

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

 

Статья 2

Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется:

Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

 

Статья 2.1

Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

 

Статья 3

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления;

б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ – ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;

г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

 

Статья 4

Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;

г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.

 

Статья 5

Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за:

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй;

в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви;

г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, то есть по статьям 70 (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 сентября 1990 года), 190.1, а также по статьям 142 и 227 Уголовного кодекса Российской Федерации и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства;

д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями.

 

Статья 12

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 13

Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с переселениями родственников, может устанавливаться судом.

 

Статья 15

Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10000 рублей.

 

Статья 16

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 16_1

Реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость не сохранившегося имущества.

 

Статья 18

Списки лиц, реабилитированных на основании настоящего Закона, с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати.

Признанные в установленном порядке виновными в преступлениях против правосудия работники органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек», работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, лица, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства. Сведения о лицах, признанных в установленном порядке виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публикуются органами печати.

 

Статья 18_1

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять меры по увековечению памяти жертв политических репрессий и поддерживать деятельность организаций и граждан, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий, в частности деятельность по выявлению и благоустройству мест захоронений жертв массовых репрессий, выявлению архивных документов по истории политических репрессий, созданию и пополнению музейных экспозиций.

 

Приложения:

Сборник «Реабилитация и память». Отношение к жертвам советских политических репрессий в странах бывшего СССР

 

Записей не найдено.

Поделиться:

Также рекомендуем почитать:
| Телеканал «Рифей»: «Возвращение имён»
| Вестник «Мемориала». Октябрь 2021 года
| Заявление постоянной комиссии СПЧ по развитию гражданских институтов
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Мы все боялись...
| Главная страница, О проекте