03.06.2021
Два знаковых события конца мая 2021 года связаны с применением «законодательства» о «нежелательных организациях». 26 мая «нежелательными» были признаны три немецкие неправительственные организации, «Центр либеральной современности», «Немецко-русский обмен» и «Форум русскоязычных европейцев», — после чего другие немецкие НКО заявили о невозможности дальнейшего участия в «Петербургском диалоге», форуме гражданских обществ двух стран, много лет проходившем в городе. 31 мая в петербургском же аэропорту «Пулково» был снят с самолета, двигавшегося ко взлетной полосе, а затем арестован за участие в деятельности «нежелательной организации» Андрей Пивоваров, бывший директор «Открытой России». Эти произвольные и откровенно неправовые действия опираются на действующие «законы о нежелательных организациях». Тем временем, 18 мая Госдума приняла в первом чтении две поправки к этому «законодательству», которые существенно расширяют и ужесточают его репрессивные нормы.
Первая поправка вносит изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», запрещая участие российских граждан и юридических лиц в деятельности «нежелательных организаций» не только на территории России, но и за ее пределами.
Вторая вносит изменения в статью 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширяя уголовную ответственность за «осуществление деятельности» «нежелательной организации» за пределы страны, и упрощая привлечение к уголовной ответственности по этой статье. Сейчас привлечь человека к уголовной ответственности по ст.284.1 можно при условии двукратного привлечения к ответственности административной в течение предшествовавшего года в связи с аналогичными обвинениями. Поправки позволят привлекать «участников» деятельности «нежелательной организации» после одного привлечения к административной ответственности, а тех, кого объявят руководителями таких организаций — без административной преюдиции.
*****
Список «нежелательных», состоящий на начало июня 2021 года из 33 позиций, включает в себя признанные и уважаемые во всем мире правозащитные, просветительские и аналитические организации, очевидно не представляющие никакой угрозы интересам России.
Порочен сам институт «нежелательных» организаций, поскольку он заведомо предполагает произвол государственных органов. На это ещё в 2016 году указывала в своём заключении Венецианская Комиссия. Угрозы «основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства», которые якобы представляют собой признаваемые нежелательными организации — понятия абстрактные и недопустимо широкие, поскольку лишены необходимой для закона правовой определённости.
Процедура объявления организации «нежелательной» ничем не аргументированным решением Генеральной Прокуратуры предполагает произвол. Возможность судебного оспаривания принятого таким образом решения оказывается фикцией, поскольку суд принимает на веру не содержащие ни описания сути, ни конкретных доказательств угроз оперативные справки ФСБ (как было с американской Free Russia Foundation).
Как мы видим по всем уголовным делам по статье 284.1 УК (до настоящего времени возбуждавшимся исключительно в связи с обвинениями в участии в российском общественном движении «Открытая Россия», которая даже по драконовскому российскому законодательству не может считаться «нежелательной» и никогда ею не признавалась), доказательствами «участия в деятельности» становятся абсолютно законные действия по осуществлению конституционных прав и свобод граждан России: свободы слова, собраний, объединений, распоряжения собственностью. Вопиющее беззаконие уголовного преследования по уголовной статье о нежелательной организации видно в делах Анастасии Шевченко, Яны Антоновой, Михаила Иосилевича и других. Сейчас к ним добавились Андрей Пивоваров и Юрий Сидоров.
*****
Теперь власти готовятся карать за участие в деятельности «нежелательных организаций» за пределами России. Доказательствами по таким делам неизбежно станут исключительно оперативные и агентурные данные, принципиально непроверяемые. Упростив процедуры привлечения к уголовной ответственности, власти неизбежно расширят репрессии против правозащитников, журналистов и активистов (в первую очередь, связанных с «Открытой Россией» и Михаилом Ходорковским, но отнюдь не только).
Мы требуем от российских властей соблюдать Конституцию и международные обязательства нашей страны, отказаться от поправок в законодательство о «нежелательных организациях», и исполнить рекомендации Венецианской Комиссии, касающиеся этого законодательства.
Мы призываем российских граждан, международные организации, органы власти и представителей гражданских общества других стран оказать давление на российские власти для исполнения ими этих требований.
*21 июля 2014 г. Министерство юстиции РФ включило Межрегиональную общественную организацию Правозащитный Центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Правозащитный Центр «Мемориал» - самоуправляемая общественная организация, не являющаяся «агентом» какого-либо внешнего «принципала». Мы считаем закон об НКО – «иностранных агентах» противоречащим Конституции РФ и нарушающим наше право на свободу объединения, в с связи чем обжалуем решение о внесении нашей организации в данный «реестр» в Европейском Суде по правам человека.
Поделиться: