10.12.2020
Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович призвала Госдуму отклонить поправки к законам об НКО, об образовании и о митингах, а также пересмотреть действующее законодательство и привести его в соответствие с европейскими и международными стандартами в области прав человека.
Стигматизирующая надпись на стене здания Мемориала в Москве
Я внимательно наблюдала за дискуссией вокруг ряда новых законодательных инициатив, касающихся некоммерческих огранизаций и, в частности, я обратила внимание на то, что Российское гражданское общество выражало критику по поводу этих законопроектов. Основываясь на всей полученной информации, я призываю Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отклонить ряд представленных законопроектов, которые еще больше усугубят и без того крайне ограничительное законодательство в отношении НКО, нанесут ущерб гражданскому обществу и ограничат свободу слова, собраний и объединений. Рекомендую депутатам тщательно пересмотреть действующее законодательство об НКО, проведя консультации со всеми международными и национальными ключевыми фигурами в области защиты прав человека, включая российское гражданское общество и национальные учреждения по правам человека, для того чтобы чтобы привести действующее законодательство в соответствие с европейскими и международными стандартами в области прав человека» - заявила сегодня Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович.
Законопроект № 1052523-7, внесенный Правительством, позволит Министерству юстиции вмешиваться в уставную деятельность как НКО, получающих иностранное финансирование, так и международных или иностранных неправительственных организаций (МНПО), действующих в России. В частности, законопроект предусматривает, что соответствующие неправительственные организации - НПО (НКО и МНПО) должны будут заранее предоставлять информацию о своих запланированных программах и мероприятиях, а также отчитываться за их проведение перед Министерством юстиции, тогда как министерство, в свою очередь, будет иметь дискреционные полномочия одобрять или запрещать такую деятельность. Законопроект не содержит никаких указаний относительно того, какие действия могут быть запрещены и на каких основаниях. Невыполнение такого запрета повлечет за собой ликвидацию соответствующей НПО.
Европейские стандарты в области прав человека касательно правового статуса неправительственных организаций предусматривают, что НПО должны иметь возможность свободно работать для достижения своих целей путем осуществления широкого спектра деятельности, включая проведение исследований, работу в области образования и просветительской деятельности, а также защиты общественных интересов, при этом на НПО не должно распространяться руководство со стороны органов государственной власти. Согласно устоявшейся прецедентной практике Европейского суда по правам человека, предоставление органам исполнительной власти правовой свободы усмотрения в форме неограниченной власти в вопросах, затрагивающих основные права, будет противоречить верховенству права – одному из основополагающих принципов устройства демократического общества. Кроме того, ликвидация НПО может быть произведена только в случае серьезных правонарушений в качестве крайней меры, когда все остальные менее ограничительные способы воздействия на нее оказались безуспешными. Что касается вопросов наложения санкций, указанный законопроект, по всей видимости, не отвечает требованиям соразмерности и необходимости, поскольку ликвидация НПО предлагается в качестве единственной и неотвратимой мерой, инициируемой Министерством юстиции.
Еще одно вызывающее беспокойство законодательное предложение - расширить виды деятельности, осуществление которых запрещено некоммерческим организациям, получающим иностранное финансирование. В дополнение к уже существующему запрету на участие в общественных наблюдательных комиссиях, проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов или наблюдение за выборами, законопроект № 1057230-7 запретит таким НКО предоставление финансовой или материальной поддержки в целях организации и проведения публичных мероприятий. Такой общий и дискриминационный запрет существенно повлияет на свободу собраний и свободу выражения мнения заинтересованных организаций гражданского общества в нарушение гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Европейской конвенцией о защите прав человека. Кроме того, законопроект № 1057914-7 предусматривает исключение НКО, получающих иностранное финансирование, из участия в общественных советах, которые различные министерства проводят с гражданским обществом на регулярной основе. Законопроект не содержит никаких оснований для лишения этих НКО их законного права на эффективное участие без дискриминации в принятии решений в публичной сфере. Также крайне важно еще раз подчеркнуть общепризнанное право любой НПО запрашивать и получать финансирование не только от государственных органов власти в своем государстве, но и от организаций или частных жертвователей из другого государства или от многосторонних учреждений. В случае их принятия, новые положения только усугубят дискриминационное обращение с такими НКО по действующему законодательству.
Также, выражаю свое негодование планомерной и все более увеличивающейся в последние годы стигматизацией и травлей гражданского общества и правозащитников в России. На этот раз законопроект № 1057914-7 предусматривает применение стигматизирующего ярлыка в отношении незарегистрированных объединений и даже физических лиц, которые получают иностранное финансирование или поддержку и занимаются деятельностью, представляющей собой базовые и естественные формы работы гражданского общества. Этот же законопроект налагает требование стигматизирующей маркировки любой публикации или материалов, распространяемых в средствах массовой информации или адресованных государственным органам (или общественности в целом), не только на соответствующие объединения и организации, но и на лиц, связанных c ними, включая их сотрудников. Еще одно проблематичное положение в законопроекте предусматривает запрет соответствующим физическим лицам быть назначенным на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Как уже было установлено различными учреждениями, использование стигматизирующих ярлыков ведет к дискриминации соответствующих лиц и усиливает сдерживающее воздействие на их правомерную деятельность и свободу слова. Венецианская комиссия также критиковала использование такого ярлыка, поскольку это означает, что другие люди, в частности, представители государственных учреждений, скорее всего, не захотят сотрудничать с теми, на ком висит этот ярлык. Все эти законодательные предложения будут способствовать дискриминационным ограничениям в реализации законного права соответствующих лиц участвовать в общественной жизни и принятии решений в публичной сфере.
Все недавно предложенные поправки к законодательству, как указано выше, не соответствуют применимым стандартам прав человека в отношении свободы выражения мнений, собраний и объединений, закрепленных в Европейской конвенции, и могут служить инструментом дальнейшего подавления любых форм правомерной критики органов государственной власти со стороны горажданского общества. Российским власти необходимо незамедлительно изменить курс и начать выполнять свои обязательства в области прав человека, поддерживая гражданское общество и создавая благоприятные условия для их правомерной деятельности.
Поделиться: