Российских иноагентов уравняли с иностранцами. Минюст получит право запрещать их программы и мероприятия


Автор: Елена Рожкова

Источник

26.11.2020

Правительство внесло в Госдуму поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО), ужесточающие требования к НКО — иностранным агентам. Документ добавляет в перечень источников финансирования таких НКО бенефициаров иностранных компаний, обязует российских иноагентов в дополнение к ежегодному аудиту отчитываться еще и о проводимых мероприятиях, а также дает право Минюсту запрещать программы НКО-иноагентов по аналогии с программами филиалов иностранных НКО. В международном обществе «Мемориал» сочли поправки очередным проявлением тренда на создание вокруг НКО атмосферы враждебности и отчуждения, а в российском отделении антикоррупционного центра Transparency International опасаются новой волны признания НКО иноагентами из-за пожертвований со стороны частных компаний, не имеющих отношения к политике.


Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Законопроект, ужесточающий условия деятельности некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами, и филиалов иностранных НКО, внесенный вчера правительством в Госдуму, способен значительно усложнить их деятельность. Так, документ расширяет понятие иностранных источников финансирования. Сейчас иностранными источниками финансирования считаются другие государства и госорганы, международные и иностранные организации, граждане других стран и лица без гражданства, или же российские юрлица, получающие финансирование от указанных источников. Законопроект добавляет в их число бенефициаров иностранных компаний — то есть тех, кто владеет как минимум четвертью капитала компании или имеет над ней контроль.

Если документ будет принят, российским НКО-иноагентам придется увеличить объем отчетности и предоставлять ежегодно не только аудит, но еще и сведения о своих программах, мероприятиях и отчеты об их исполнении или неисполнении.

Документ расширяет и поводы для внеплановых проверок НКО: теперь она может быть возбуждена, если поступит информация об участии НКО в мероприятии организации, чья деятельность на территории России признана нежелательной. Законопроект дает право Минюсту запрещать реализацию программ не только филиалов иностранных НКО, но и российских НКО-иноагентов, а если организация откажется выполнить требование Минюста, ей грозит ликвидация. Кроме того, филиалам иностранных НКО в России будет запрещено регистрировать юридический адрес в жилых помещениях.

Напомним, статус иноагента предполагает, что НКО, будучи резидентом одной страны, занимается политической деятельностью, активно представляет зарубежные интересы и финансируется из-за рубежа. С 2012 года НКО, включенные в список иностранных агентов, обязаны несколько раз в год представлять отчеты о деятельности, руководителях и расходовании денег.

Сейчас в реестре Минюста 68 организаций, в том числе меньше месяца назад в него была добавлена «Лига избирателей», в октябре прошлого года — Фонд борьбы с коррупцией, в 2016 году — Аналитический центр Юрия Левады.

НКО-иноагенты регулярно подвергаются штрафам, так, например, объем штрафов на начало этого года «Международного Мемориала» и правозащитного центра «Мемориал», признанных иноагентами в 2014 году, достиг 4,2 млн руб.

«Главная задача, которая стояла и стоит у авторов этого законодательства,— это создание атмосферы страха, отчуждения, враждебности, чтобы меньше организаций и меньше людей хотели с нами сотрудничать и участвовать в нашей деятельности»,— заявила “Ъ” исполнительный директор «Международного Мемориала» Елена Жемкова.

По словам юриста российского отделения Transparency International (признано иноагентом с лета 2015 года) Григория Машанова, организация и сейчас тратит много средств на аудит, бухгалтерию и другую отчетность: «Поправки добавят работы, но нас больше смущает много непонятных вещей: например, неясно, что понимается под мероприятием». Он предположил, что, возможно, это понятие будет разъяснено в подзаконных актах, однако он считает, что такое разъяснение должно содержаться в самом законе. Господина Машанова также настораживает поправка, дающая право Минюсту запрещать программы или мероприятия без разъяснения оснований для таких запретов: «Получается, что запретить можно любое мероприятие. Все что угодно можно вписать в мотивировку, и это даже не обжаловать в суде»,— отметил юрист. Также, по его мнению, поправки дают повод ожидать вала признания НКО иноагентами из-за расширения перечня источников финансирования: «То есть, например, если L’Oreal пожертвует фонду, который занимается проблемой домашнего насилия, он может быть признан иноагентом. То же самое случится, если McDonald’s пожертвует деньги организации, занимающейся защитой детей».

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
| Мама верила, что он невиновен
| Это не власть, а преступники
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus