«Мемориал» признал политзаключённым фигуранта пермского дела о «кукле Путина»


Источник

14.09.2020

Мы требуем немедленно освободить Александра Шабарчина, осуждённого на два года колонии, и отменить приговор по делу, ещё одной жертвой которого стал Данила Васильев, приговорённый к условному сроку.

Правозащитный центр «Мемориал» считает фигуранта дела о «кукле Путина», оппозиционного активиста из Перми Александра Шабарчина политическим заключённым, а ещё одного фигуранта этого же дела Данилу Васильева — преследуемым по политическим мотивам. Мы полагаем, что уголовное преследование Шабарчина и Васильева связано с их политическим активизмом и осуществляется при отсутствии состава преступления. ПЦ «Мемориал» призывает немедленно освободить Александра Шабарчина из-под стражи и отменить обвинительный приговор по делу активистов.

Что вменяют Александру Шабарчину и Даниле Васильеву

11 ноября 2018 года на перекрёстке центральных улиц Перми двое молодых людей привязали к фонарному столбу манекен в арестантской робе с бумажной маской Владимира Путина на лице и табличкой на груди. На табличке было написано: «Лжец, военный преступник Пыня В.В.». После этого в течение часа они и ещё один фигурант дела Александр Эткин (впоследствии оправданный судом в связи с отсутствием в его действиях состава преступления) наблюдали за реакцией прохожих, снимая происходящее на телефон. 

Через неделю на сатирическом YouTube-канале Александра Шабарчина «Гроза Перми» появился видеоролик под названием «Спецназ задержал Путина». Ролик предваряют титры: «Видео постановочное, а люди в нём актёры. Целью видео не является унизить или обидеть кого-то. Создано же оно в сугубо развлекательном характере. Все совпадения с реальными людьми случайны. P. S. Не сажайте нас, пожалуйста».

Сюжет смонтирован из нескольких сделанных в разное время и местах съёмок: постановочного «задержания террориста Пыни» (актёра в бумажной маске, напоминающей Путина) в кафе, где он пытается собирать налоги с посетителей, «допроса» задержанного «спецназом» на пустыре и вменяемого эпизода — привязывания манекена к фонарному столбу с наблюдением за реакцией прохожих (перед этим объясняется, что доставить преступника Пыню в Гаагу не удалось).

Как развивалось их дело

Найти в сатирическом ролике признаки преступления долго не удавалось: более года различные экспертные организации исследовали видеоролики на канале Шабарчина, однако специалисты не находили признаков побуждения к неправомерным действиям или оскорблений какой-либо социальной группы.

Ситуация изменилась в декабре 2019 года, когда новый следователь по делу поручил провести ещё одну комплексную психолого-лингвистическую и юридическую экспертизу специалистам Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). На этот раз эксперты в действиях активистов мотив политической вражды и оскорбления сторонников президента В. Путина.

По мнению экспертов «открытый демонстративный характер такого мероприятия пагубно влияет на молодёжную социальную группу, оказывает негативное психолого-педагогическое воздействие, может побуждать к усвоению именно таких поведенческих инструментов» и представляет особую опасность для лиц, «обладающих особой чувствительностью, восприимчивостью и повышенной возбудимостью» — это, как полагают сотрудники ПГНИУ, «несовершеннолетние, женщины и лица пенсионного возраста».

В январе 2019 года Александру Шабарчину, Данилу Васильеву и Александру Эткину было предъявлено обвинение.

 

18 августа 2020 года Ленинский районный суд Перми признал Александра Шабарчина и Данилу Васильева виновными по ч. 2 ст. 213 УК РФ (грубое нарушение общественного порядка, совершённое группой лиц по предварительному сговору). Александру Шабарчину назначили два года колонии общего режима, Даниле Васильеву – один год условно, Александра Эткина оправдали.

Почему «Мемориал» считает их преследование незаконным и политически мотивированным

  • Мы полагаем, что недопустимо усматривать в критике политического курса власти «мотив политической вражды» и использовать его в качестве квалифицирующего признака по ч. 2 ст. 213 УК РФ. 
    Мы не усматриваем «грубого нарушения общественного порядка» в проведении сатирической художественной акции, не несущей никакой реальной угрозы общественной безопасности. Несмотря на обильное цитирование в приговоре показаний свидетелей и текстов экспертиз, в них, по сути, не содержится никаких указаний ни на грубость нарушения общественного порядка, ни на мотив политической вражды. Соответственно, мы не находим состава преступления в действиях подсудимых. 
    В ещё большей степени, чем в деле Pussy Riot (осуждённых по той же статье) в данном деле мы усматриваем нарушение права на выражение мнения (в частности, выраженного в художественной акции). ПЦ «Мемориал» не раз отмечал, что неопределённость и широкое толкование понятий «политической и др. вражды», «грубого нарушения общественного порядка» и самого «общественного порядка» делает ст. 213 УК РФ «резиновой» и часто применяемой в тех случаях политического преследования, когда не находится признаков иных уголовных преступлений (например, из категорий «экстремистских» или «террористических» статей УК).

  • Как минимум 12 из 20 свидетелей по делу признали в суде, что являются или являлись на момент акции членами движения «Молодая гвардия Единой России». Ещё двое свидетелей отнесли себя к организации «Народное освободительное движение», поддерживающей деятельность президента Путина. В протоколах показаний подобных свидетелей обнаруживаются дословно практически все квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 213 УК РФ, которые затем суд привёл в качестве обоснования виновности.

  • Мы полагаем, что само по себе обоснование мотива или квалификации действий обвиняемых на основании субъективного восприятия этих действий другими лицами, а тем более, явно политически ангажированными, противоречит базовым принципам права, в частности, принципу правовой определённости.

ПЦ «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», считает, что уголовное преследование Шабарчина и Васильева осуществляется исключительно из-за их политических убеждений в связи с ненасильственным осуществлением свободы выражения мнения, с целью недобровольного прекращения их публичной деятельности в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод при отсутствии состава преступления.

Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Подробнее с деталями дела и позицией «Мемориала» можно ознакомиться на нашем сайте.

Как помочь

  1. Написать письмо по адресу: Россия, Пермский край, Пермь, 614000, ул. Клименко, 24, Шабарчину Александру Александровичу, 1998 г.р. Или через сайт ФСИН-письмо
  2. Перевод средств на передачи Шабарчину – на карту 4274 3200 4811 4709 Данила Павлович В. (Васильев). Сбор средств объявлен в Телеграм-канале «Дело куклы Путина».

  3. Сделать пожертвование можно на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым:

- Яндекс-кошелёк 410011205892134: http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html

- карта «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177

- PayPal: helppoliticalprisoners@gmail.com

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
Компас призывника
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Из когорты одержимых
| «Нас, как собак, покидали в телегу…»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus