Автор: Станислав Садальский
13.03.2020
Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном санатории в Домодедово. Хоронили ее 10 числа, после отпевания в Никольском Морском соборе на кладбище в Комарово при пятитысячном стечении народа, но единственным, кому чудом удалось снять на камеру похороны великой поэтессы, был Семен Аранович, режиссер, у которого я снимался в "Торпедоносцах" и "Противостоянии". Он привел свою группу со всем необходимым оборудованием, выделенным для съемок другого, официально разрешенного, фильма.
Он совершил подвиг, за последствия которого потом пришлось расплачиваться всей съемочной группе. Но Аранович прекрасно понимал, на что шел. Позднее он вспоминал:
- Нам никогда не разрешалось снимать в церквях, и священники знали это очень хорошо. И когда я пришел в Никольский собор и обратился к отцу Петру, который был в то время молодым священником, и объяснил ему, чье будет отпевание, то он сказал: "Я знаю". Я сказал, что хотел бы снять отпевание. Он спросил: "У вас есть разрешение?" Я сказал, что у меня нет никакого разрешения. Он сказал: "Мы не хотим рисковать". А я ему: "Я прошу вас, мы вместе ответим за это, но мы должны это снять".
Из похорон Ахматовой власти сделали политическое событие. До последнего не давалось разрешение на захоронение Ахматовой в Комарово - о ленинградском кладбище речь вообще не шла. Бродский, выбивавший ей место, вспоминал позднее, что тело Ахматовой было уже в Никольском соборе, шло отпевание, а он всё еще стоял на комаровском кладбище, не зная - будут ее хоронить там или нет.
Страшно нервная обстановка – всюду кордоны милиции, не пускающие людей, кгбэшники, следящие за каждым жестом, совершенно обезумевший Лев Гумилев, который выдергивал пленку из фотоаппаратов у снимающих. В самой церкви было очень темно, свечи гасли быстро, снимать было сложно... Аранович рассказывал мне, что после отпевания люди в штатском, стоявшие на выходе из собора, выхватили у операторов пленки и засветили материал. К счастью, не весь.
Несмотря на это он продолжил съемки прощания в Доме писателей и затем на кладбище. Тогда весь отснятый материал изъял КГБ, Арановича на Ленфильме понизили в должности до ассистента режиссера, оператора высшей категории Аркадия Резентула - до третьей категории, а оператора Анатолия Шафрана вообще лишили возможности снимать, и он ушел со студии. Всем остальным членам съемочной группы, находившимся в соборе, был объявлен выговор.
Отснятый материал пролежал на полке 23 года, вплоть до столетнего юбилея Ахматовой, который отмечали в 1989 году. Тогда Аранович выпустил документальный фильм, завоевавший многие призы международных фестивалей.
"Личное дело Анны Ахматовой" - фильм Арановича, в который вошли чудом сохранившиеся кадры похорон...
Поделиться: