Поход в зону кино. Рассказываем о программе показов кинофестиваля «Сталкер» в Перми


Автор: Григорий Ноговицын

Источник

24.06.2019


Фото: Pixabay

С 24 по 28 июня 2019 года в Перми пройдут показы фильмов-призеров Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». В обширную программу фестиваля вошли художественные, документальные, короткометражные и даже анимационные ленты. Какие именно фильмы «Сталкера» можно будет увидеть, где и когда, а главное — почему их стоит посмотреть, мы расскажем в нашем гиде.

«Сталкер» — это Международный фестиваль фильмов о правах человека. Единственный в России и один из немногих в мире киносмотров, направленный на поощрение кинематографистов, создающих фильмы о правах человека. «Сталкер» ежегодно проводится в Москве с 19995 года. Открывается он 10 декабря, в день принятия Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, и завершается 15 декабря.

В Перми программа «Сталкера» пройдёт в рамках Благотворительной акции фестиваля, главная цель которой — формирование правового сознания общества средствами кинематографа и популяризация лучших фильмов о правах человека. Представлять фестиваль в наш город приехал исполнительный директор Гильдии кинорежиссёров России Игорь Степанов. По его словам, «Сталкер» изначально задумывался как фестиваль о тюрьме и заключенных, поскольку как раз в середине 90-х активно начали снимать фильмы на эту тему. В жюри первого фестиваля входили Лариса Богораз, Георгий Жжёнов, Михаил Танич, Анатолий Приставкин, и после первого фестиваля «Сталкер» планировалось его закрыть, поскольку членов жюри, которые сами в своё время прошли тюрьмы, поразило увиденное. Но фестиваль продолжился и тематически расширился, поскольку фильмы на актуальные темы продолжили появляться

«У жюри фестиваля часто спрашивают, как они отбирают фильмы, по каким темам. Но это всё жизнь подсказывает, и ничего не надо придумывать. Была первая и вторая Чеченская война — появились фильмы о Чечне. В стране появились мигранты и беженцы из стран СНГ — об этом стали снимать фильмы. Появились бездомные дети — об этом стали много снимать. Жизнь сама подсказывает тему. Дальше возникла тема наркотиков, СПИД, трансгендеров. Сейчас много фильмов и об этом. Если раньше кино было о правах человека, о тюрьме, правах журналистов, то сейчас появилось много таких тем, которые надо объяснять зрителю. Ещё иногда спрашивают, специально ли режиссёры снимают о правах человека? Нет. Режиссёры снимают то, что их волнует. Они сами часто удивляются, когда отборщики берут их картину на фестиваль о правах человека. Они думают, что это произведение искусства, в котором высказываются о том, что их волнует. Но оказывается, что этот фильм злободневный и актуальный. И те режиссёры, которые приедут в ваш город, сами об этом расскажут», — сказал он.

Художественные фильмы

Действительно, многие полнометражные художественные фильмы будут представлять их режиссёры, и после каждого показа состоятся обсуждения. Эта часть программы будет проходить с 24 по 28 июня, в 19.00 в Центре городской культуры.

Первые два фильма представит режиссёр Юсуп Разыков. 24 июня состоится премьерный показ его фильма «Топливо». Эта картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков им. Д. Дондурея на недавно прошедшем в Сочи 30-м фестивале «Кинотавр». Это история о простых матерях и их семьях, которые выживают в сложнейших жизненных обстоятельствах, о их любви, преданности и красоте.

«Это история постаревшей некрасовской женщины, которая, несмотря на все невзгоды, не сдается и живет дальше. Пусть это и жизнь, где есть место только для покорности и безысходности, а мужчины в ней — какая-то чума, беда и лихо. Муж всегда бил Павлу; дальнобойщики (совершенно омерзительные алкаши) убивают её любимую курицу; сожитель дочери отказывается от их ребенка, а затем для максимального саспенса появляются и подростки-подонки. Но Разыков категорически настаивает: он не собирался показывать страдающую печальную бабушку, ему нужен был этакий „петушок, который сражается за жизнь“. И вот Павла не сдается и продолжает поиски своих поросят. Сам Разыков называет свой фильм „индустриальной сказкой“, в которой переплетаются фольклор и современность», — написала кинокритик Ольга Белик.

Вечером 25 июня покажут ещё один фильм Юсупа Разыкова — «Турецкое седло». Эта картина также получала приз Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре», только в 2017 году. Кроме этого, «Турецкое седло» тогда получило диплом имени Микаэла Таривердиева «За музыкальное решение фильма». Этот фильм рассказывает о пожилом отставном «топтуне» — сотруднике службы наружного наблюдения КГБ и ФСБ, который, даже уйдя не пенсию, продолжает следить за людьми.

«Турецкое седло» остается наиболее адекватным документом и одновременно снайперски точной художественной аллегорией нашего времени. Если попытаться изложить ее сюжет, это описание будней «топтуна» на пенсии — отслужившего свое кагэбэшника, пристроившегося в охране торгового центра, но продолжающего по привычке вести слежку за подозрительными людьми. Эти субъекты поочередно попадают в фокус внимания главного героя, фланирующего по городским улицам, причем чаще всего интуиция его не обманывает. Потому что у каждого есть своя тайна — у девушки, подрядившейся на порносъемку, у неудачливого самоубийцы, у посетителей богемного кафе и у поселившейся этажом выше раскованной молодой пары. Постепенно мы понимаем, что этот неприкаянный герой-аскет, которого зовут Ильич и который складирует в банку скорлупу от яиц, употребленных на завтрак, не просто «человек в футляре», но живая душа, умерщвленная системой, страдающая по человеческому контакту и обретающая его в извращенной форме. Отмычкой к футляру становится музыка — волшебные звуки оперного пения, которые раздаются из квартиры сверху. Потом, почти по Ницше, в фильме происходит «рождение трагедии из духа музыки». Так что приз за музыкальное решение, присужденный «Турецкому седлу» на «Кинотавре», безусловно оправдан, хотя и недостаточен для оценки достоинств этой картины», — написал о фильме кинокритик Андрей Плахов.

26 июня покажут дебютный фильм режиссёра Ксении Баскаковой «Птица», главные роль в котором исполнили Иван Охлобыстин и финалистка шоу «Голос. Дети» Евдокия Малевская. Катя — девочка-подросток, фанатка известного рок-музыканта. Случайная встреча девочки со своим кумиром переворачивает жизнь обоих.

«В предложенных обстоятельствах актерский дуэт работает на вполне пристойном уровне, правдоподобно отражая странное притяжение вечнобольной девочки-подростка и постаревшего героя русского рока, не уклоняясь от живописания причин этой тяги. Сценаристы опираются на богатую традицию изображения таких пар (от „Бумажной луны“ до „Зази в метро“ и „Леона“), и эротическая подоплека отношений в „Птице“ старательно выхолощивается. Даже сцена, где Птица спросонья принимает накрасившуюся девочку за бывшую жену, вызывает разве что неловкий смешок», — пишет кинокритик Андрей Гореликов.

27 июня в ЦГК покажут фильм «Звёзды». Эта картина — режиссёрский дебют Александра Новикова-Янгинова, и она получила Специальный Приз Международной гуманитарной организации «ОКСФАМ» за лучший фильм в области защиты прав мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище. Также картина была удостоена Приза Дебют «Сталкер».

«Звёзды» — это трагикомедия о драматической судьбе человека, приехавшего на заработки в Москву. Создатели фильма уделили особое внимание идеям равенства, человечности и гуманизма в современном мире и приводят зрителя к простой истине — необходимости в любой ситуации оставаться человеком. Главную роль школьного учителя, поневоле ставшего гастарбайтером, и которого все называют Гагарин из-за того, что его имя-отчество Юрий Алексеевич, сыграл Виктор Сухоруков.

Последним художественным фильмы программы «Сталкера» в Перми станет картина «Как я стал...» режиссёра Павла Мирзоева. Сценарий фильма основан на одноимённой пьесе известного драматурга Ярославы Пулинович. Несколько лет назад в Пермском ТЮЗе по этой же пьесе был поставлен спектакль «Послушай, как поют эльфы». Примечательно, что режиссёр этого фильма Павел Мирзоев сам несколько лет поставил в Перми спектакль, вернее, эскиз спектакля «Как собака» в рамках лаборатории фестиваля «Пространство режиссуры».

«Название мне не кажется привлекательным, да и в фильме есть серьезные драматургические неувязки, которые, вероятно, заставят зрителей мучиться не одной неразрешимой загадкой. Но есть заметные переклички в характерах с классическими сюжетами „Осеннего марафона“ и „Утиной охоты“, и есть великолепные актерские работы актрисы театра имени Вахтангова Ольги Лерман, неповторимой Розы Хаируллиной в роли вышедшей в тираж тюзовской травести (она может просто молчать в кадре, но отвести от нее взгляд невозможно) и молодого Павла Табакова в роли юноши, которому так и не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо. Юноши из тех, кого зовут „мажорами“. Юноши с типичными для наших дней этическими сдвигами. Роль сложна, Табаков убедителен и органичен каждый миг своего существования в кадре, и фильм этот для актера — как „Шумный день“ для его столь же молодого тогда отца: испытание умений, открытие человеческих глубин и утверждение новой звезды на нашем кинонебосклоне. Они даже внешне похожи в своей органике, молодой пылкости, внутренней гибкости и недюжинном обаянии», — считаеткинокритик Валерий Кичин.

Короткометражки и анимационные фильмы

В Центре городской культуры каждый день фестиваля с 16.00 будут демонстрироваться короткометражные и анимационные фильмы. Непосредственно анимацию будут показывать только 26 июня. В эту программу вошли восемь разных мультфильмов самой разной тематики, продолжительности, и анимационного стиля.

Столь же разные работы будут и в программе короткометражных игровых фильмов 24, 25 и 27 июня. Среди короткометражек будет и комедия о коррупции («Взятка» режиссёра Алексея Харитонова), и история двух мусульман попавших в плен на войне в Сирии («Дети Бога» режиссёра Николай Евстифеева). Будут целых две короткометражки о репрессиях 1930-х («Пик коммунизма» режиссёра Георгий Болдугеров и «Последняя капля» Олега Ларина), экранизация рассказа Андрея Платонова «Юшка» (режиссёр Лолита Наранович) и многие другие яркие истории. Среди которых есть даже фильм о таксисте, которому приходиться принимать роды у своей пассажирки («Хороший день», режиссёр Даша Чаруша).

Документальные фильмы

Большая часть документальных фильмов-призёров кинофестиваля «Сталкер» будет идти в киноцентре «Премьер». Но 28 июня в 16.00 в Центре городской культуры покажут уже весьма титулованный фильм пермского документалиста Ольги Аверкиевой «Вырваться. История любви» и картину режиссёров Михаила Павлова и Андрей Колядина «Спасти себя и других». В нём представлены истории людей, которые смогли победить свою алкогольную зависимость, сделать «невозможное» и не только вернуться к нормальной жизни самим, но вытащить со дна запойной жизни тех, кто в этом нуждаются.

В «Премьере» показы документальных фильмов призёров «Сталкера» будут идти с 24 по 28 июня с 19.00. В эту программу вошли картина «За успех нашего безнадежного дела», рассказывающая о советских диссидентах (режиссёр Николя Милетич, Евгений Голынкин), фильм «Несносные» (режиссёр Андрей Титов) о том, как в современной градостроительной политике выгода всё чаще и чаще начинает превалировать над логикой и справедливостью.

Два фильма будут посвящены выдающимся творческим людям. Первый — это поэтическое киноэссе на стихи Арсения Тарковского о тайне судьбы и творчества трех кинохудожников под названием «Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени» (режиссёр Андрей Осипов). Второй фильм «Александр Збруев. Мои родители» (режиссёр Екатерина Калинина) — представляет из себя рассказ знаменитого актёра Александра Збруева о его родителях и о том, как их семью разрушили трагические события 1937-го года.

Ещё одна картина о воспоминаниях — это «Показания свидетеля» (режиссёр Владимир Герчиков), основанная на дневниках Михаила Пришвина. Она рассказывает о поездке писателя на Беломорканал и его попытке написать об этой стройке честную книгу.

Сразу несколько документальных картин будет посвящено работе врачей и теме болезней вообще. Фильм «На что жалуетесь, доктор?» (режиссёр Антон Погребной) покажет жизнь молодых врачей, уехавших в сельскую глубинку по программе «Земский доктор», а картина «Не исцелить, но помочь» (режиссёр Денис Жеглов) расскажет о работниках, волонтерах и жителях детского хосписа «Дом с Маяком». Картина «Осторожно, дети!» (режиссёр Виктор Хохлов) посвящена семьям, усыновившим детей с тяжелыми заболеваниями.

Ещё о одном враче расскажет фильм «Доктор Саша» (режиссёр Вячеслав Серкез). Его герой — врач Саша Григорьевский — был военнопленным в концлагере Маутхаузен и, будучи санитаром из лагерного «ревира», спас жизнь будущему премьер-министру Польши Юзефу Циранкевичу. Но когда тот прибыл в СССР, чтобы наградить своего спасителя, выяснилось, что украинец Саша Григорьевский — на самом деле еврей из Харькова Александр Моисеевич Иоселевич, который 4 года в концлагерях прятался под чужой фамилией.

На все сеансы фестиваля «Сталкер» в Перми вход свободный по записи по телефонам 209-39-87 (Центр городской культуры) и 280-95-77, 280-97-91 (Киноцентр «Премьер»).

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Компас призывника
Без вины виноватые
| Мама верила, что он невиновен
| Там были разные люди
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus