Автор: Ксения Сафронова
15.03.2019
Спектакль по "Колымским рассказам" Варлама Шаламова впервые поставили в Германии. Корреспондент DW побывала на премьере.
Голод, холод и постоянный страх за свою жизнь, все это вряд ли знакомо зрителям мюнхенского театра Cuvilliéstheater, но было пережито ими во время премьеры спектакля "Полюс холода: рассказы из ГУЛАГа" ("Am Kältepol - Erzählungen aus dem Gulag"). Для своей первой драматической постановки в Германии российский режиссер Тимофей Кулябин выбрал тяжелый, мрачный текст - "Колымские рассказы" Варлама Шаламова. Лагерные истории ужаснули немецкую публику.
Документальное кино
Оригинальный текст "Колымских рассказов" не переработан, но все же есть одно значительное изменение - все роли в историях мужских лагерей исполняют женщины. Каждая актриса по очереди читает свой рассказ - почти безэмоционально, монотонно, отстраненно. Так скупа, лаконична, беспафосна и сама проза Шаламова. Всего режиссер выбрал шесть историй. Рассказчицы суховато перечисляют факты, от которых у современного человека перехватывает дыхание. В это время внутри рефрижераторного контейнера, стоящего на сцене, происходит собственно театральное действие. Увидеть его зрители могут в прямом эфире: оператор снимает события и в реальном времени транслирует на экран. Каждому рассказу соответствует свой стиль: в "Ягодах", например, съемка ведется крупным планом. Эта история обезумевших от голода заключенных, собирающих мерзлые плоды закоченевшими пальцами, особенно впечатляет зрителей благодаря деталям: остекленевшие глаза актрисы, слегка подтаявшие ягоды в теплых руках, жестокие удары конвоира...
Все это, наверное, было бы невозможно прочувствовать с такой остротой, если бы спектакль шел в привычной форме. Но перед нами своеобразное документальное кино длиной в 75 минут, которое не вызывает сомнений в подлинности происходящего.
По мнению Тимофея Кулябина, проза Шаламова не впускает читателя, автор не пугает, не заставляет кого-то пожалеть или сопереживать. Но в этот раз погрузиться в страшные "Колымские рассказы" все-таки удается, несмотря на плотные металлические стенки ледяной камеры, разделяющие зал и героев. Их мир заключен в этом жутком контейнере, выход из которого для многих так и останется несбыточной мечтой. Но есть ли смысл в этом выходе? "Шокирующая, ужасающая постановка. Не думал, что такое действительно происходило в Советском Союзе", - делится своими эмоциями один из зрителей спектакля.
Территория смерти
Во время работы над постановкой Кулябин вместе с драматургом Ольгой Федяниной отправился в Магадан. В город, расположенный в эпицентре колымского ГУЛАГа сталинских времен, территории, где запах смерти и мучений сочетается с потрясающей природой. Как говорит Тимофей Кулябин, лагерная тема непроста не только для немецкой, но и для любой публики. "Рассказы Шаламова меня очень сильно впечатлили. Во-первых, мне было интересно, как этот материал можно поставить в театре. Во-вторых, делая спектакль в Мюнхене, я хотел взять тему, о которой могу что-то рассказать, что мне ближе, выбрать тот материал, который в этом театре вряд ли сами возьмут", - рассказал он в интервью DW.
В одном из рассказов Шаламов называл СССР страной проверок и контроля. Режиссер уверен, что книга не потеряла своей актуальности. "При всей простоте языка это чтение очень сложное, но очень честное. Тексты прожиты, выстраданы и сформулированы", - считает Кулябин. Спектакль производит очень сильное впечатление на немецких зрителей. Паузы между шестью рассказами сопровождаются полной тишиной.
Поделиться: