Выжить играя: в Москве рассказали об искусстве за колючей проволокой


Автор: Зоя Игумнова

Исчтоник

25.01.2019


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В музее им. А.А. Бахрушина проходит выставка «Сверхзадача — выжить», посвященная 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, труппа которого в момент открытия состояла из заключенных артистов Воркутлага. Экспозиция собрана усилиями потомков актеров, музыкантов, служителей, для которых создание театра в ГУЛАГе было способом сохранить жизнь. 

Идея выставки принадлежит Надежде Мордвиновой, внучке создателя театра режиссера Бориса Мордвинова. Разбирая архивы деда для передачи их музею имени Бахрушина, она наткнулась на старые фотографии.

— На снимках — Воркута и генерал Мальцев, в лихие годы войны давший приказ об образовании театра, — рассказала Надежда Михайловна «Известиям». — В 1943 году, когда только закончилась Сталинградская битва, в шахтерском городе в Заполярье, где вольнонаемные и заключенные добывали уголь для страны, появилось то, чего меньше всего можно было ожидать в этом суровом краю, — театр.

В поселок на реке Воркута эшелонами везли обвиненных в пособничестве врагу и в коллаборационизме; прошедших немецкий плен; жителей оккупированных территорий. В каждом лагере была самодеятельность. После каторжного труда в шахте люди находили в себе силы обратиться к творчеству. В одном из лагерей театральным коллективом руководил Борис Мордвинов. В прошлом любимый ученик Немировича-Данченко, режиссер Большого театра, профессор Московской консерватории, а ныне зэк ставил спектакли с заключенными артистами.

Мордвинов неоднократно предлагал лагерному руководству создать профессиональный театр, и новый начальник лагеря инженер-полковник Михаил Мальцев проникся идеей. Как гласил подписанный им приказ, он необходим «в целях наилучшего обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером стал Мордвинов. Спектакли играли в шахтерском клубе.

— В состав труппы вошли как заключенные артисты, так и вольнонаемные, — пояснила Надежда Мордвинова. — В списке вольнонаемных были ссыльные и те, кто только освободился, отсидев срок по политической 58-й статье. 


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Со всех лагерей и пересылок стали отправлять в Воркуту артистов, музыкантов, художников, портных, парикмахеров. Среди заключенных Воркутлага был солист Большого театра Борис Дейнека, солист Мариинки Теодор Рутковский, солистка Музыкального театра имени Немировича-Данченко Сарра Кравец. В Воркуту попали и известные драматические артисты: Валентина Токарская и Рафаил Холодов из Театра сатиры; Елена Михайлова из Малого; Борис Козин, Владимир Владимирский, Николай Кошкин из Ленинградского БДТ. А еще — балетмейстеры Тамара Галицкая, Алексей Дубин-Белов, кинодраматург Алексей Каплер и др.

В экспозиции — подлинные свидетельства тех времен: документы, фотографии, личные вещи, рисунки, эскизы декораций и костюмов, первые афиши лагерного театра размером в половину тетрадного листа — берегли бумагу. Тут же череда портретов актеров, выполненных художником Петром Бенделем. Известный портретист, изображавший Ленина, Маркса, Энгельса, Сталина, отсидел в лагерях пять лет. Его дочь передала для выставки три альбома. Также в экспозиции есть рисунки художников Вундера и Шмита.

Стараниями Надежды Мордвиновой и летописца Воркутинского театра Григория Литинского на выставке представлен список людей, служивших в театре. Их более трехсот. У кого-то напротив фамилии есть должность, статья и срок. А у иных рядом — знак вопроса. 

Чтобы передать дух времени, в центре выставочного зала воссоздали лагерный коридор, обвитый колючей проволокой. Это символ пути, по которому артистов каждое утро под дулом автомата и лай собак приводили в театр.

— Из аутентичных бревен соорудили вход в шахту, здесь же фонарик, с которым спускались в забой, и уголь, который я привезла из Воркуты, — рассказала автор экспозиции.

Для создания экспозиции использованы архивы театра и Воркутинского музейно-выставочного центра.

Театр в заполярном городе работает по сей день. Узнать подробнее о самых трагических страницах его 75-летней истории можно до 3 февраля.

Поделиться:

Также рекомендуем почитать:
| «Керсновская, на выход!»: неудобный человек в ГУЛАГе
| Как был открыт «12-й километр». Рассказывает член Екатеринбургского Мемориала историк Вадим Винер
| «Человеческое измерение». Декабрь 2018
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
| Меня спас Вагнер
| Мы думали, что Сталин ничего не знает
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus