История сталинской эпохи в современных методиках преподавания


31 января 2013 года в пермском филиале научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» прошёл методологический семинар для учителей истории. Он был посвящён использованию современных интернет-ресурсов для проведения уроков истории и подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Семинар был организован кафедрой гуманитарных дисциплин совместно с пермским Молодёжным «Мемориалом». В нём приняли участие 35 учителей истории со всего Пермского края (города Пермь, Березники, Губаха, Верещагино, Красновишерск, Соликамск, Кунгур, Краснокамск, Чернушка, Очёр, посёлки Горнозаводского и Пермского районов).

anna_kimerling Первую  часть семинара провела кандидат исторических наук, доцент Анна Кимерлинг. Речь шла о применении нового мультимедийного методического пособия «История сталинской эпохи». Пособие было создано в 2012 году и сейчас начинается его практическое использование в пермских школах. В нём опубликованы материалы, которые помогают учителю истории обсудить со старшеклассниками и наглядно показать особенности сталинской эпохи. Здесь можно найти методологические разработки к урокам и презентации к ним, темы дискуссий и рекомендации для их проведения, документы центральных и пермских архивов, воспоминания, статьи исследователей. Один из разделов включает специально разработанные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ по истории (работа с источником и анализ исторических версий и оценок).

Само изучение сталинской эпохи с использованием регионального компонента, освоение учеником навыков критического анализа источников,
самостоятельного поиска информации, установления причинно-следственных связей между явлениями, ведение дискуссии по историческим проблемам, формулирование собственной позиции, плюс подготовка к ЕГЭ – всё это является сложной задачей, с которой учителю необходимо справиться. В пособии авторы-составители попытались учесть все эти моменты. Его цель – методически оснастить учителей материалами по преподаванию истории сталинской эпохи в современных условиях.

Учителя внимательно проанализировали все разделы пособия и дали ему свою положительную профессиональную оценку. Особо отмечена публикация ранее неизвестных документов пермского архива, дающих яркие и наглядные представления о региональной повседневности. Была достигнута договорённость, что на ближайших занятиях по послевоенной истории они используют материалы мультимедийного пособия и пришлют свои отзывы и предложения по электронной почте.

Во второй части семинара председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал» и сопредседатель Молодёжного «Мемориала» Роберт Латыпов со своим коллегой Рамилем Фатхутдиновым представили другие информационные ресурсы в помощь учителю. Это и материалы сайта Пермского «Мемориала» www.pmem.ru, и новый том пермской Книги памяти «Годы террора». Порадовала учителей и возможность провести своим школьникам экскурсии в просветительском центре «История тюрьмы НКВД №2», действующем на базе пермского Театра кукол. Живой отклик вызвал у собравшихся и просмотр нового видеофильма «Белая линия», снятого Пермским «Мемориалом» в декабре 2012 года. Это своеобразный путеводитель, предлагающий пройти по местам Перми, связанных с историей политического террора. Фильм как раз и рассчитан на продолжительность обычного школьного урока – 40 минут.

Проведение подобных семинаров будет продолжено, тем более что и сами учителя попросили сделать эти встречи традиционными. 

 

Контактные лица: Роберт Латыпов, сопредседатель Молодёжного «Мемориала», (342) 281-95-59, larobert@yandex.ru, Анна Кимерлинг, доцент, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, kimerlinganna@gmail.com

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
Без вины виноватые
| «Это действительно трагедия страны»
| Мне было три года, когда маму и папу забрали
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus