Автор: Диана Корсакова
12.12.2018
Проект «Гражданские сезоны. Пермские дни памяти» появился после того, как музей политических репрессий «Пермь-36» перестал существовать в своём изначальном виде. Как говорит председатель Пермского отделения общества «Мемориал» Роберт Латыпов, исчез музей, вместе с ним «Пилорама», а потребность в событиях, где люди могут вместе работать с общим прошлым, осмыслять его — осталась.
Началось всё ещё 5 марта — просмотром и обсуждением запрещённого к широкому прокату в России фильма «Смерть Сталина». Так открылся проект по работе с историческим контекстом, о котором мы постоянно забываем. Но основные события «Гражданских сезонов» стартовали осенью и не ограничились только темой политических репрессий.
Первым мероприятием стала презентация книги Леонида Обухова «Пермь-36. Предыстория». Это результат исследования, которым активно занимался музей «Пермь-36» до передачи его в ведомство краевого минкульта.
В 2018 году «Гражданские сезоны» прошли уже во второй раз и организаторам было важно выйти на более широкую аудиторию, нежели год назад. На тех, кого, по словам Роберта Латыпова, не связывает прямой жизненный опыт с периодом «ежовщины» или советским периодом, но от этого не меньше влияет на их жизнь.
История «там» и «здесь»
Для обращения именно к такой аудитории в программе появились действительно новые для сезонов форматы. Например, аудиоспектакль в городской среде «Зона голоса. Пермь. 1937». Этот проект обращён к той самой широкой аудитории, у которой раньше могло и не быть встреч с этой темой. Важно, что часть команды, создававшей спектакль, относится к тому поколению, к которому обращались. А значит, этот спектакль — это не только возможность по-новому обратиться к теме Большого террора, но и увидеть, как сейчас может говорить об этой теме молодёжь.
Спектакль «Зона голоса. Пермь. 1937» /
Марк Букин, режиссёр:
«Мы даём контекст. А ты, как зритель, сам его дополнишь уже своим. Мы хотели предложить диалог — и мы его предложили. В спектакле нет в плохом смысле авторского высказывания. Оно есть в хорошем смысле: оно есть в музыке, есть в структурировании текста... Ты свободный человек: мы предлагаем контекст — выбирай сам позицию. Это диалог. В принципе, похоже на то, что я пытаюсь делать в театре: не навязывать зрителю определённые смыслы какого-то сюжета и чувств, которые он „должен испытывать“».
Фото: Дмитрий Окунцев
По словам Марка Букина, использование в жанровой основе опыта проекта Remote X — никакая не гонка за модным форматом, а просто реальный выбор способа подачи, адекватной материалу.
Андрей Платонов, композитор спектакля:
«Есть большая разница между „историей там“ и „историей здесь“. Когда история в формальном виде пропаганды, идеологии, это всегда воспринимается как „где-то там“. Это не с нами, а с кем-то другим. А ощущение „здесь“ появляется, когда ты в каком-то месте, которое имеет вот эту точку соприкосновения того времени и настоящего.
Моё любимое место в этом спектакле — это когда мы идём по старому деревянному городу, и там есть прекрасное сопоставление: ты идёшь мимо заколоченных деревянных домов в граффити — и видно, что если там и живут люди, то они уже вместе с этим домом доживают какое-то последнее время. А текст, который слышишь в наушниках в это время про то, когда все люди жили в таких домах, и это был просто процветающий вид жилья, потому что не барак, извините, а частный дом!»
Фото: Дмитрий Окунцев
«Зону голоса» снова запустят уже в начале весны 2019 года, так что всё это можно будет ещё увидеть, и услышать, и пройти. На первые осенние показы регистрация очень быстро заканчивалась, и не было ни одного дня, чтобы оставались свободные места. А значит, есть запрос у самой разной аудитории: от историков до школьников.
В программу сезонов вошли ещё два спектакля: документальная постановка «Прощай, Блюхер!» Ивана Кустова и #КонституцияРФ Владимира Гурфинкеля, которую и сейчас можно увидеть в «Сцене-молот». А вот «Прощай, Блюхер!» в этом году показывали не только в Перми, но и в Пермском крае, куда вывозили ещё и некоторые выставки, например, «Папины письма». Эта экспозиция состоит из переписок родителей, находящихся в ГУЛАГе, со своими детьми. Её, кстати, издали как книгу вместе со сканами этих писем, на которых отцы рисуют своим детям, как перевозят брёвна в лагере, а иногда даже прикрепляют к письмам несколько листочков засушенной лагерной флоры.
«И вот это и есть самое трогательное — то, как отец понимает, как мало времени осталось для того, чтобы поделиться самым важным со своими детьми, и пытается это сделать через письма», — говорит Роберт Латыпов, рассматривая сборник.
Ритуал = память?
Были во время «Гражданских сезонов» не только «новые форматы», а и вполне привычные, но от этого не менее интересные и важные. Например, лекция «Некрополь террора». Директор научного -исследовательского центра «Мемориала» Ирина Флиге говорила о том, как лишив несколько поколений возможности осуществлять некоторые ритуалы для фиксации событий (в данном случае — смертей), можно отбить память об этих событиях не только у них, но и у нескольких последующих поколений. Можно просто не давать возможности похоронить своих близких или даже положить им цветы на могилу, попрощаться по-человечески. А ведь очень много людей десятилетиями ищут места захоронений своих близких, чтобы через нахождение этого места зафиксировать смерть близкого, принять её. Есть целый сайт, на котором все эти процессы фиксируются — поиск и исследование мест захоронения.
Из интересных записей с проекта есть ещё литературная встреча «В круге Бродского» с Михаилом Мейлахом, литературоведом, поэтом, переводчиком и профессором Страсбургского университета. Он, как современник Бродского, не только читал его стихи, но и поделился своими воспоминаниями о том времени и людях, что окружали поэта:
Неожиданный холод и жестокий ветер
Среди ключевых событий — акции «Возвращение имён» и «Последний адрес». В «Возвращении имён» в этом году участвовало 18 городов Прикамья.
Во время акции «Возвращение имён» был чудовищный пронизывающий ветер с Камы. Настолько, что развешанные по огороженному периметру акции фотографии с реабилитированными чуть не срывало. Но людей на соборной площади от этого не становилось меньше.
Надежда Агишева, член оргкомитета «Гражданских сезонов»:
«Важным мне кажется объединение вокруг темы „Сезонов“ людей, которые не только оглядываются назад и анализируют события истории, но и обсуждают современность в контексте прошлого. Мы каждый день можем видеть события, которые, без знания истории сложно понять и оценить. И я лично открываю для себя через участие в этом проекте совершено новые ракурсы и нахожу новые источники информации. „Сезоны“ помогают почувствовать себя гражданином, взять на себя долю ответственности. Поэтому расширение аудитории — отличный результат программы этого года. Новые форматы, новые партнёры и вот уже чуть больше уверенности в том, что вокруг есть много „граждан“, формируются гражданские практики участия».
Миссия?
Итак, подводя итог. Если в 2017 году первые «Гражданские сезоны» шли около месяца, то вторые охватили период почти в десять месяцев. Зачем такой размах? Роберт Латыпов говорит, что для того, чтобы работа с осмыслением прошлого была регулярной, и в идеале — круглогодичной.
По словам члена оргкомитета и программного директора проекта Любови Орловой, все задачи, которые организаторы ставили перед собой, выполнены. И даже немного больше:
«В этом году проект получил поддержку Фонда президентских грантов. Уже в феврале 2018 мы (оргкомитет Гражданских сезонов) составили амбициозную программу, которая должна была растянуться более чем на полгода. Мы реализовали всё, что задумали, и даже, в некоторой степени, больше. Нам хватило как финансовых, так и человеческих ресурсов, хотя команда проекта насчитывает с десяток человек. Мы планировали, что аудиторией Сезонов станут порядка пяти тысяч человек, но сейчас, подводя итоги, мы обнаружили, что зрителей, посетивших все мероприятия проекта, — более восьми тысяч человек, и это при том, что мы не пользовались коммерческой рекламой для раскрутки проекта.
Для меня лично главный итог II Гражданских сезонов — это постановка спектакля „Зона голоса. Пермь, 1937“. Это, как минимум для Перми, по-настоящему инновационный способ работы с травматическим прошлым и сохранением памяти. Благодаря формату мы привлекли к этой теме много новой публики и, что самое главное, молодой публики.
В „Зоне голоса“ мы рассказываем зрителю о том, как безнаказанно нарушались права и свободы граждан в 1937-1938 гг. и мы, создатели спектакля и весь оргкомитет Сезонов, прежде всего надеемся, что в наше время права и свободы граждан будут наивысшей ценностью для государства, а наш проект нацелен на просвещение в этой области».