«Год, который потряс мир»: события 1968-го в дюжине плакатов


Автор: Иван Козлов

Фото: Иван Козлов

Источник

17.10.2018

15 октября в зале на втором этаже Центра городской культуры открылась выставка под названием «1968 — Год, который потряс мир». Выставка, ставшая одним из событий цикла «Гражданские сезоны: пермские дни памяти», оказалась не совсем обычной для ЦГК — во всяком случае, не только её содержание, но и выбранный формат предполагают, что никакой досуговой и тем более развлекательной составляющей здесь нет и не будет. Но притом, что выставка требует от своего зрителя сосредоточенности и интеллектуального усилия, скучной её назвать никак нельзя.

«Баррикады в Париже и танки на улицах Праги, многотысячные студенческие демонстрации, марши за гражданские права и марши мира, несоразмерно злобная реакция властей и всё же конечная победа — всё это 1968 год. 1968 год действительно потряс мир. Его главные события — где бурные, а где внешне малозаметные, но с огромным потенциалом не столь уж отдалённого будущего — где-то принесшие почти немедленные результаты, но по большей части отложенные; где-то организованные, а где-то спонтанные, в конечной исторической перспективе навсегда изменили существовавшие до этого уклады жизни и социально-экономические реалии во всем мире».

Этот фрагмент аннотации, в принципе, довольно исчерпывающе отвечает на вопрос о том, чему посвящена выставка. Она исследует феномен 1968-го года, объявленного ООН Международным годом прав человека, во всём его многообразии. Выставка состоит из двенадцати плакатов, дизайн которых создавал Олег Трушников, а тексты и общую концепцию разработал историк Виктор Шмыров. Каждый из плакатов рассказывает о тех или иных событиях 1968 года, которые объединяет одно — все они были связаны с проявлениями гражданской и протестной активности и в итоге изменили мировой социально-политический и культурный контекст: французский «Красный май», Пражская весна, появление бюллетеня «Хроника текущих событий», демонстрация на Красной площади «За вашу и нашу свободу» и другие.

Честно говоря, поначалу экспозиционный формат, выбранный авторами, не вызывает энтузиазма. Мы как-то не привыкли к тому, что в галерейном пространстве, которое предполагает множество разных возможностей для работы с ним, могут располагаться информационные плакаты — эта «двумерность» и кажущаяся перегруженность текстом поначалу отпугивает, и даже элегантная попытка Сергея Трушникова оживить пространство инсталляцией-экспромтом из собранных в мини-баррикаду стульев и яблок не особенно спасает положение.

Впрочем, чтобы развеять это ощущение, достаточно начать знакомство с текстами (что, кстати, легко и приятно делать, поскольку тексты написаны просто и лаконично). Во-первых, у выставки всё же особая целевая аудитория — во многом она состоит из студентов, и функция выставки, соответственно, становится в первую очередь образовательной. Да и людям, давно вышедшим из студенческого возраста, не повредит иногда проводить ревизию и систематизацию собственных знаний. Именно это и предлагает сделать зрителям Виктор Шмыров, чей талант и компетенции историка позволили сжато, чётко и довольно исчерпывающе рассказать о ключевых мировых событиях 1968 года. Благодаря этому, выставка моментально погружает зрителя в общий контекст исторического периода, а разрозненные знания складываются в общую картину с ясными причинно-следственными связями. Именно в этом и заключается главная задача выставки, и в этом смысле её форма абсолютно оправдана: дизайнерские плакаты с текстом доносят до читателя информацию, не отвлекая его спецэффектами или экспозиционными приёмами, в данном случае совершенно лишними.

В конце концов, главная проблема сегодня состоит не в том, что мы чего-то не знаем. То есть, и в этом тоже, но не в первую очередь. Проблема в том, что наше знание часто фрагментированно. Умение видеть полную картину тех или иных событий — это трудный, важный и достаточно редкий навык, которым сегодня не всегда обладают даже те, кому это положено по специальности и долгу службы: историки или журналисты, например. Многим из нас часто недостаёт компетенции для того, чтобы составить эту картину — и, если речь идёт про события 1968 года, то выставка в ЦГК с этой задачей прекрасно справляется.

Впрочем, если вы не были на открытии, можете не торопиться на неё в ближайшие дни. Уже 21 октября на первом этаже ЦГК открывается другой проект — и тоже в рамках «Гражданских сезонов». Выставка «За вашу и нашу свободу» организована аналогичным образом: она состоит из интервью, фотографий и документов, и повествует о судьбе более двух десятков демонстрантов из стран бывшего коммунистического блока. Так что приходите на вернисаж 21-го числа или после, чтобы увидеть две этих выставки одновременно. А если вы преподаватель — приходите с учениками и студентами.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Ссыльные в Соликамске
Компас призывника
Организация досуга
| Из когорты одержимых
| Боялись, ждали, что сейчас придут
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus