Новая история. Зачем Российскому военно-историческому обществу продолжать раскопки арестованного Юрия Дмитриева


Источник

27.08.2018

Фотография: Visem / WikiCommons

Российское военно-историческое общество проведет раскопки на месте массовых расстрелов в Карелии, которое обнаружил историк Юрий Дмитриев. Как стало известно RTVI, организация намерена изучить захоронения в урочище Сандармох и выяснить, есть ли там останки советских солдат. Тем временем суд в Петрозаводске продлил арест самому Дмитриеву. Есть ли связь между этими событиями, выяснял корреспондент RTVI Артем Филатов.

Российское военно-историческое общество начнет раскопки на территории памятника культуры регионального значения. Такой статус получило мемориальное кладбище Сандармох. Оно находится в глухом лесу, в нескольких часах езды от Петрозаводска. В годы сталинских репрессий именно здесь, вдали от городов и деревень, чекисты расстреляли и захоронили свыше шести тысяч человек. В организации, которой руководит министр культуры Владимир Мединский, рассчитывают обнаружить там другие останки — советских солдат.

Надежда Усманова, руководитель департамента информационной политики РВИО: «Если мы найдем останки павших воинов, красноармейцев, которые погибли или в лагерях, или во время боев, которые проходили на той территории, мы, конечно же, будем их поднимать. Экспедиция проводится по поручению Минобороны, поэтому если в рамках работ будут найдены и останки гражданских лиц, для этого существуют специальные протоколы: будут вызваны сотрудники полиции и так далее. То есть все исключительно в рамках закона».

Представитель военно-исторического общества показывает нам переписку с Министерством обороны и руководством республики Карелия. Именно они курируют экспедицию. В то же время не ясно, есть ли у организации так называемый «открытый лист» — документ, который дает право на проведение археологических работ. Независимые историки считают, что у Военно-исторического общества недостаточно научной квалификации для таких изысканий.

Никита Соколов, историк«Члены комиссии [по увековечиванию памяти жертв репрессий при правительстве РФ] были озабочены ровно тем, что ведущая роль в раскопках будет принадлежать Российскому военно-историческому обществу, которое под председательством Мединского, человека, имеющего пропагандистскую репутацию. А квалификация общества в общем невысока. И все, что мы знаем о деятельности общества, говорит, что эта невысокая профессиональная репутация совершенно заслужена».

Урочище Сандармох обнаружили карельский историк Юрий Дмитриев и его коллеги из Петербургского «Мемориала». Минувшей весной Дмитриев показывал RTVI архивные документы и гильзы от пуль, которыми сотрудники НКВД убивали своих узников.

Фотография: RTVI

Юрий Дмитриев, историк: «Вот этот маленький кусочек железа — это чья-то человеческая жизнь, оборванная»

Пересмотреть данные «Мемориала» о репрессиях ранее уже призывали карельские историки Юрий Килин и Сергей Веригин. Последний, кстати, возглавляет местный филиал Российского военно-исторического общества. Петрозаводские коллеги ученых отнеслись к их гипотезе скептически.

Ирина Такала, историк, доцент ПетрГУ: «Они пишут о тысячах [расстрелянных советских солдат] и ссылаются на новые документы, недавно рассекреченные. Я тоже видела вот эти документы, они скорее свидетельствуют о другом — о том, что не было этих тысяч и вообще массовых расстрелов».

Гипотезу о невинно убитых советских военнопленных начали развивать в 2016 году. Тогда же Юрия Дмитриева взяли под стражу по первому обвинению — в изготовлении детской порнографии. В Российском военно-историческом обществе говорят, что их экспедиция никак не связана с уголовным преследованием Дмитриева.

Надежда Усманова, руководитель департамента информационной политики РВИО: «Наша экспедиция никак не связана с делом Юрия Дмитриева. Понимаете, мы совершенно здесь отдельно и вне этого контекста находимся. Непонятно, что там в связи с этим делом показывать. Мы просто работаем на этой территории, чтобы уточнить границы мемориального комплекса, плотность и, возможно, найти захоронения советских воинов».

То, что Сандармох (во многом благодаря Дмитриеву) стал символом государственных репрессий, раздражало власти Карелии. В последние годы они перестали участвовать в памятных мероприятиях.

Никита Соколов, историк: «Мне, безусловно, кажется, что эти вещи связанные. Причем, связанные в рамках одной государственной исторической политики, которая в значительной степени направлена на обеление всего советского, включая такие части советского, которые обелять душевно здоровому человеку совершенно невозможно».

Новые раскопки в Сандармохе начнутся уже в конце этой недели и продлятся до 5 сентября. Их руководитель отказался общаться с RTVI. Что будет итогом экспедиции — пока большой вопрос. Но направление уже угадывается.

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
«Вместе!»
Организация досуга
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
| Боялись, ждали, что сейчас придут
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus