Автор: Владислав Дрожащих
28.04.2018
Одну из выставок известный пермский художник и скульптор Рудольф Веденеев хотел назвать «Памятник – дом памяти». О домах памяти пойдет речь.
Веденеев на улице Веденеева
Несколько лет назад в памятные майские дни в Перми выставка Веденеева работала на улице Веденеева. Улицу что ли в честь художника успели назвать? Поспешим уточнить: на улице Академика Веденеева открылась тогда выставка Рудольфа Веденеева.
Экспозиция, посвященная Великой Победе, начиналась композицией с обычным уличным почтовым ящиком со старого двора, где рос Рудольф в сороковые-пятиде
Перед уходом на фронт отец оставил двум своим маленьким сыновьям и дочери письма, в которых предугадал характеры каждого. Позднее Веденеев скажет: «Я тоже не видел отца убитым, для меня он остался автором оставленных перед уходом на войну писем». Оказалось, это письма-прощания, письма-завещания
Памяти отца и матери Р. Веденеев посвятил скульптурную композицию «Проводы», которая должна была стать памятником в сквере Уральских добровольцев, но так и осталась проектом.
Начало очищения
Исторической памятью пронизано творчество нашего земляка. Прежде всего, это касается его мемориальных проектов и станковой скульптуры. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Пермской художественной галерее, в музеях Перми, Чердыни и Москвы, музее и центре Данте в итальянском городе Равенна.
Задумано было много, а вот реализовано с десяток проектов. Из них – памятник русскому писателю и политическому сидельцу Вишерлага Варламу Шаламову в Красновишерске. По иронии судьбы памятник установлен на улице Дзержинского. Остается добавить, что и сам скульптор в далекие советские годы был политзаключенным
Тогда можно было пострадать за невинное по нынешним меркам увлечение самиздатом – книгами Солженицына, изданными позже у нас огромными тиражами. В 1989 году Р. Веденеев стал одним из победителей всесоюзного конкурса на проект памятника жертвам политических репрессий, и памятник был предложен для установки на Чукотке. Это фигуры людей, взлетающих на штыках из стальных труб, одновременно напоминающих кресты и решетки. Там дуют сильные ветра, и в трубах должны быть отверстия – тогда памятник мог бы звучать, как реквием самой природы. Веденеев познакомил с проектом Александра Солженицына, жившего тогда в американском Вермонте. И вот оттуда в Пермь пришло письмо, отпечатанное на пишущей машинке и датированное 30 января 1990 года:
«Уважаемый Рудольф... ! (Простите, Вы не назвали Вашего отчества). Письмо Ваше от 26. 12 получил 27. 1, со всеми, надеюсь, вложениями. Большое спасибо, это все очень интересно и дорого знать, что это – в далекой Перми.
Скульптура Ваша нравится мне. Памятник имеет несколько вариантов, самый сильный тот, где несколько фигур в отчаянии пытаются выкинуться. О месте постановки мнения не имею. Да когда-то их будут ставить не один. Но сегодня, откровенно сказать, важнее всяких памятников – спасение младших школьников от невежества и растления (впрочем и памятники тому сослужат).
Спасибо за теплые пожелания, и сам шлю Вам самые добрые!
Привет Вашим друзьям. А. Солженицын».
Р. Веденеев прокомментировал ответ нобелевского лауреата: «Я хотел показать свою последнюю работу человеку, чье имя было для нас на протяжении многих лет символом художнической честности. Более 25 лет назад, прочтя его «Ивана Денисовича», а позднее в самиздате «В круге первом», «Раковый корпус» и другие произведения, я начал думать, что значит жить не по лжи. Начиналась работа души, которая для моего поколения была началом очищения».
Первостроители
О КамГЭСе с его речным морем каждый пермяк знает с детства. Считается, что за стройку принялись в 1949 году, а Веденеев сделал запрос в госархив, и ему ответили, что стройка разворачивалась в начале 1930-х, а прекращена была в 1939 году по причине «вредительства». На нескольких своих выставках художник потом показывал работу о первостроителях, из тех самых 30-х. На огромном баннере – фото-живописная композиция: КамГЭС с одного берега на другой. Упирается ГЭС в левый берег реки, где начинается улица художника Сурикова. А неподалеку Веденеев поставил памятный крест – на предполагаемом месте гибели великого князя Михаила Романова. На противоположном, правом берегу начинается улица художника Репина. Хорошо, что в Перми так чтят художников. Но это прикрытие. На самом деле на левом и правом берегах были зоны, там сидели строители станции.
Бывший первый секретарь обкома партии Борис Коноплев, а в годы второй очереди стройки ее парторг рассказывал Веденееву, что на гайвинском берегу сидели «тихие», а на пермском – «буйные». «Тихие» – политические, «буйные» – уголовники. Среди «тихих» были те, кто якобы сомневался в техническом превосходстве СССР над Германией, за то и сидели.
В экспозиции был представлен мартиролог пострадавших от репрессий, даны графические портреты зеков-первострои
Веденеев убежден, Варлам Шаламов чисто случайно избежал участи строителя ГЭС, потому что успел освободиться. Вполне могли стать строителями гидростанции поэты Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Первому после вмешательства партийного вождя Бухарина и того же Пастернака реальный срок в 1934 году был заменен на чердынскую ссылку. А Пастернака спасло заблуждение следователя, который занимался делом Мейерхольда и посчитал, что поэт уже отсидел по этому делу.
У Веденеева есть проекты мемориальных композиций обоим поэтам. Пастернак, например, возникал на лестничном сходе в створе улицы Осинской на высоком берегу Камы. А Мандельштам повис в воздухе, прыгнув из окна чердынской больницы.
Есть ли счастье в жизни?
А в жизни творца?
Однажды Веденеев рассказал мне такую байку из своей жизни: «Счастье в жизни есть», – твердил мне Петров, когда мы вдвоем в воскресенье, наш законный выходной день, обессиленные, сидели в полуразгруженном вагоне со стокилограммовым
Счастье в жизни, действительно, есть».
Поделиться: