Хозяйственная организация «Кондратовский овощной совхоз». Участок № 3 Отдельный лагерный пункт № 22 УИТЛК УМВД Молотовской области


Данные на 01.01.1949 г.

 

Координаты:

57.969465, 56.112469

Месторасположение:

Верхние Муллы, Верхнемуллинского района Молотовской области (ныне - Пермский район Пермского края) [1]

Время существования:

Точные сроки неизвестны, есть сведения на 01.01.1949 г. [1]

Подчинение:

УИТЛК [1]

Численность заключенных:

Фактическое наличие – 64 чел. [1]

Производственная деятельность:

Сельхозработы [1]

Министерство, хозяйственный орган:

Министерство совхозов СССР, Кондратовский овощной совхоз [1]

Сведения о кладбище заключенных:

Отсутствуют

Адрес для отправления запросов родственников по предоставлению сведений о заключённых данного лагеря:

614990 г. Пермь, Комсомольский проспект д. 74.

Архив ИЦ ГУВД Пермского края.

Источники:

1. ГАРФ. Ф.р-9414. Оп.1. Д.1316. Л.152.

 

Необходимые пояснения

Отдельный лагерный пункт (ОЛП) – низовое лагерное учреждение в системе исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД-МВД СССР в 1920 – 1950-е годы, организуемое для выполнения конкретных производственных задач.

Отдельные лагерные пункты (ОЛП) входили в состав лагерных отделений (ЛО) и подчинялись исправительно-трудовому лагерю (ИТЛ), который в свою очередь подчинялся напрямую Главному управлению лагерей и спецпоселений НКВД СССР. Лагпункты – это уже непосредственно сами зоны, которые создавались в непосредственной близости от производимых работ (лесозаготовки, строительство объектов, добыча полезных ископаемых и т.д). Подробнее

Хозяйственное учреждение (организация). С большинством хозяйственных (производственных) учреждений и организаций, где был необходим физический и часто неквалифицированный труд заключённых, Управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний УМВД Молотовской области (сокращённо – УИТЛК) составлялся контрагентский договор, на основании которого заключённые направлялись для работы в соответствующие учреждения. Количество заключённых, сроки их работы определялись нуждами учреждения и возможностями УИТЛК. Потребность хозяйственного учреждения в неквалифицированной рабочей силе могла меняться в зависимости от самой работы учреждения, поэтому сами лагпункты УИТЛК, в отличии от лагпунктов ИТЛ, были более мобильны и удобны для таких изменений. Неудивительно поэтому, что в архивных документах 1939, 1949 и 1950 годов (Архив УВД Пермской области. Ф.39. и ГАРФ. Ф.р-9414), лагерные зоны УИТЛК не имеют своего названия или номера, а лишь наименование хозяйственного (производственного) учреждения и организации. Поэтому авторы Карты используют при составлении справок названия данных хозяйственных учреждений, упоминаемых в архивных документах.

Время существования лагерной зоны. Ввиду отсутствия доступа к архивным документам, содержащих приказы НКВД–МВД, об организации и закрытии лагерного учреждения, определить точное время и период его существования сегодня трудно. Доступные нам документы содержат информацию лишь на конкретную дату (см. ссылку на источники). При открытии новых архивных данных эта информация будет обновляться.

Отметим, что после закрытия лагерного учреждения обычной практикой было передача всех его построек (бараков, хозяйственных и производственных помещений) местным органам власти или – в случае удалённости объекта от основных населённых пунктов – их демонтаж.

Численность заключённых. Помимо осуждённых по политическим мотивам (по печально известной 58 статье УК РСФСР) в количественный состав заключенных входили те, кто до настоящего времени не был реабилитирован и признан жертвой политических репрессий, например: «уголовно-бандитствующий   элемент», осужденные «за побеги» и «за другие преступления». Архивные данные порой не позволяют их вычленить и количественно. Между тем, упоминание всех категорий спецконтингента необходимо. В том числе это связано и с тем, что процесс реабилитации в нашей стране продолжается и имеются примеры, когда невинно осуждённые из указанных категорий проходили процедуру реабилитации как жертвы политических репрессий в индивидуальном порядке.

Лагерные кладбища. Места захоронений заключённых, погибших или умерших в 1930-1950-е годы, до настоящего времени не обследовались. Как правило, кладбища располагались рядом с лагерным пунктом или у «главной» зоны, являвшейся центром лагерного отделения. После закрытия лагерных учреждений территории кладбищ передавались в ведение местных органов власти, что чаще всего приводило к быстрому уничтожению самих захоронений и забвению самого факта их существования.

Поэтому в настоящий момент отыскать места лагерных кладбищ практически невозможно. Исключение, возможно, составляют лишь те захоронения, которые осуществлялись на гражданских (сельских, городских) кладбищах и при ныне действующих населенных пунктах. В таком случае примерное место лагерных захоронений родственникам умершего могут подсказать местные жители. Если же кладбище заключённых находилось или сейчас находится вдали от действующего населенного пункта, то родственникам остаётся осуществлять поиск захоронения самостоятельно.

Список сокращений

Наполнение справочных сведений интерактивной карты происходит постепенно. Если вы желаете принять участие в этой работе, поделиться информацией о конкретном месте (фотографиями, воспоминаниями, справками и т.д.), просим обращаться к нам по электронной почте porekam@yandex.ru

 

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Евгений Евтушенко о «Мемориале»
| Листопадов Е.И.: «Отправили семнадцатилетнего мальчишку в лагеря» | фильм #374 МОЙ ГУЛАГ
| Близкие Олега Орлова опасаются за его состояние из-за изнуряющих поездок из СИЗО в суд
Организация досуга
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
Мартиролог репрессированных
| Столько горя, нищеты, унижений пережито
| «У нас еще будут хорошие дни»
| Главная страница, О проекте