Автор: Виталий Манский
30.11.2017
В Москве, Петербурге и Екатеринбурге 6 декабря начнется фестиваль документального кино «Артдокфест». Еженедельно президент фестиваля Виталий Манский представляет на «Медузе» все фильмы, участвующие в конкурсной программе. В этот раз режиссер рассказывает о двух последних фильма конкурса — «Стена» Дмитрия Боголюбова (Россия) и «Красная душа» Джессики Гортер (Нидерланды). Победителя фестиваля «Артдокфест» в этом году определит жюри под председательством Сергея Казарновского; кроме того, в жюри входят поэтесса Вера Полозкова и дизайнер и журналист Наталья Барбье.
Мы долго решали, какую из этих двух картин — российскую «Стену» Боголюбова или голландский фильм «Красная душа» Джессики Гортер — пригласить в конкурс. Пока вдруг не стало очевидно, что обе картины не только важны как самостоятельные манифесты (возможно, самые актуальные в «Артдокфесте» этого года), но и удивительным образом дополняют друг друга. Оба фильма — об отношении к Сталину, но, конечно, контекст намного шире; они базируются на утверждении, что мы как нация, как гражданское общество не освободились от рабства, которое в нас существует во многом помимо нашей воли. Оно досталось нам с генетическим кодом, и с ним мы не в состоянии справиться; ни окружающая нас действительность, ни интеллектуальное развитие, ни дарованная или завоеванная свобода, в конце концов, не могут человека лишить рабского гена.
И самым жестким, самым вызывающим образом это продемонстрировано в этих двух картинах. Картина Боголюбова «Стена» — минималистична, в данном случае речь идет о Кремлевской стене, в которую вмонтировано тело Сталина, вынесенное когда-то из Мавзолея, но именно в эту стену упирается русское общество при движении вперед. «Стена» — фильм, который снимался в течение одного дня, дня рождения Сталина; в нем показывается, как бесконечная толпа людей идет поклоняться его могиле. Фильм Боголюбова месяц назад получил главный приз на молодом, но очень амбициозном европейском фестивале документального кино в Йиглаве.
Так демонстрируется это и в фильме куда более сложном — «Красная душа», вызывающем настоящую оторопь. Это вторая картина Джессики, представленная на «Артдокфесте»; первая была посвящена блокаде Ленинграда и называлась «900 дней», она была победителем фестиваля. Из всех фильмов, связанных с блокадой, надо сказать, «900 дней» вызвали у меня самое сильное впечатление. И вот снова — как мы ни выдавливали из себя раба с началом перестройки, как ни обличали Сталина, какие чувства мы только ни испытывали, но именно в картине «Красная душа» ты видишь всю обреченность русского народа с его рабской психологией.
Картина Джессики о личных историях людей, переживающих и вспоминающих сталинизм. Главный герой — фотограф-сталинист, который выступает против демократии, за жесткую диктатуру власти, у него своя личная трагедия — его сын погиб от наркотиков в 90-е, и он считает, что это вина того времени, той свободы, которая пришла и убила его сына. И по сюжету он отправляется в командировку в лагерь «Таврида» в Крым —и там очень лихо закручено прошлое с настоящим и будущим. Хотя сделан фильм зарубежным автором, степень любви и даже уважения, которые Джессика испытывает к своим героям, невероятна.
Премьера фильма Джессики Гортер состоялась на крупнейшем мировом фестивале документального кино в Амстердаме. Второй показ и российская премьера будет на «Артдокфесте», и, конечно, мы обязательно проведем дискуссии после просмотра фильмов. И это один из важнейших инструментов по изживанию из себя рабской ментальности. Но практика российской жизни показывает, что того, что так жестко определяется авторами фильмов как рабство, в нас намного больше, чем свободы.
P. S. О фильмах конкурсной программы «Артдокфеста — 2017» можно прочитать тут.Поделиться: