Военкомов надо тренировать


Автор: Ирина Кизилова

30.09.2017

Так считает краснокамский правозащитник Олег Сергеев

Олег Сергеев сказал эту фразу после того, как его подзащитный – претендент на АГС Кирилл Пищальников получил ответ из военной прокуратуры Пермского гарнизона на своё обращение в связи с неправомерными действиями сотрудников Краснокамского военкомата.

Олег Сергеев

В ответе говорится, в частности, что военком О.П. Радостев (излагаю языком, близким к первоисточнику) в нарушение Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» не организовал рассмотрение заявления Пищальникова о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в пределах установленного законом срока на заседании призывной комиссии. Далее цитирую: «…В связи с выявленными нарушениями требований закона, об их нарушении в адрес военного комиссара Пермского края внесено представление. Реализация принятых мер реагирования находится в Военной прокуратуре Пермского края на контроле».

Теперь требуется пояснить, что Кирилл Пищальников вот уже третий год безуспешно пытается реализовать свое законное право на АГС, каждый раз спотыкаясь о препятствие в лице военкома О.П. Радостева. В конце-концов терпение Кирилла и его консультанта лопнуло. Олег Сергеев помог написать обращение в прокуратуру и теперь, надеюсь, вопрос с АГС для кранокамского претендента будет решен положительно. Но из-за ничем разумным необъяснимого упрямства О.П. Радостева неприятность случилась еще и у краевого военкома Анатолия Мочалкина, ведь именно в его адрес военпрокуратура направила свое представление. А Анатолий Иванович как раз в принципе хорошо относится к альтернативщикам и на всех совещаниях с районными военкомами говорит, что надо соблюдать законные права претендентов на агс.  И вобще-то большинство военкомов реагируют адекватно.

Однако лет пять-шесть назад почти ни в одной районной призывной комиссии Пермского края претенденту на альтернативную гражданскую службу (АГС) невозможно было с первого захода получить согласование на замену военной службы на альтернативную. Даже если претендент не пропустил срок подачи заявления на АГС и четко изложил в нём свои верования или убеждения, противоречащие несению военной службы. Причины находились самые разные. Еще на пороге военкомата претендента встречал человек в погонах и убеждал забрать заявление обратно, аргументируя выражениями: «Да ты не мужик что ли?», «Не патриот?», «Хочешь выносить утки из-под больных?», «А знаешь, что АГС в два раза длиннее военной службы?» «Да тебя отправять в такую тмутаракань, куда  Макар телят не гонял!» И так далее и тому подобное.

Кирилл Пищальников

Если претендент оказывался настойчивым и не поворачивал назад, впереди оказывалось еще много барьеров. Заявление принимали, но тут же вручали повестку на медкомиссию (официальное название – медицинское освидетельствование). Не каждый призывник знает, что в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», тот, кто подал заявление на АГС, медкомиссию проходит не до заседания призывной комиссии, а после нее.  А тот, кто знает, категорически отказывается от такой повестки и ждет вызова на заседание призывной комиссии (далее ПК), которое должно состояться не позднее, чем в течение месяца после подачи заявления в присутствии представителя центра занятости населения.

Может и не дождаться. Тогда у него один выход: жаловаться в райпрокуратуру на бездействие призывной комиссии.

Ну, а если вызов пришел, тут тоже не без препон. На заседании ПК, как правило, все его участники, видимо считают себя свадебными генералами, приглашенными для проформы. Говорит только один военком, являющийся заместителем председателя ПК. И что он скажет, за это и проголосуют единогласно молча. Это и будет занесено в решение. Раньше чаще всего писали: «Отказать. Не доказал убеждений». Но такая запись выходила боком для военкомата и ПК, так как претендент обращался в суд и тот без обиняков отменял решение, потому что закон об АГС требует не доказать убеждения, а обосновать.

Пообжигавшись на молоке, военкомы стали дуть на воду, то есть так и стали писать «не обосновал». Однако и это решение можно обжаловать в суде, что пермские претенденты успешно делают, проконсультировавшись у правозащитников.

Другую причину для отказа принять решение в пользу претендента, призывные комиссии при горячем участии военкомов находили в том, что претендент пропустил срок подачи заявления. Их пыл заметно остудил Конституционный суд, определивший несколько лет назад, что пропуск срока не должен быть обязательной причиной для отказа в праве на АГС.

Внесло свой весомый вклад в просвещение военкомов о правах претендентов на АГС и Пермское краевое отделение общества «Мемориал». Действуя в рамках социально значимых проектов, его сотрудники при поддержке краевого военкомата много лет ведут просветительскую работу как среди населения, так и среди сотрудников военкоматов, издавая для них специальные брошюры, выступая на инструкторских сборах перед началом призывных кампаний.

Мало по малу большинство пермских военкомов стали относиться к претендентам на АГС так, как требует законодательство, и число альтернативнослужащих по-немногу, но растет. Однако есть исключения подобные краснокамскому.  Значит, говоря словами Олега Сергеева, не дотренировали.

Ирина Кизилова,

руководитель общественной правозащитной приемной

Пермского краевого отделения общества «Мемориал».

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Ссыльные в Соликамске
Список «12 километра»
| «Смерть Сталина спасет Россию»
| Там были разные люди
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus