Автор: Ирина Кизилова
Фото: Мария Деккер
06.09.2017
Об уникальности нытвенского Музея ложки я слышала давно, но убедиться в этом мне довелось в самом конце нынешнего лета на презентации его обновленной экспозиции. Честно говоря, даже представить себе не могла, что с помощью простого бытового предмета можно рассказать, по сути, историю земной цивилизации.
На стендах и самые древние ложки из археологических раскопов, и простые крестьянские хлебалки, и ярко-расписные хохломские, и роскошные с позолотой, украшавшие боярские пиршества, и сувениры, подаренные путешественниками, вернувшимися из дальних стран. Кстати, даренных экспонатов здесь много, и благодарные музейщики непременно указывают фамилию дарителя.
Мое специфическое, мемориальское внимание надолго приковал к себе скромный стенд с надписью «Ложки несвободы». На большой фотографии лагерного пейзажа с вышкой для вертухая расположены всего лишь четыре предмета. Два из них свидетельствуют о диких тюремных нравах уголовной среды. Ложка с выжженной на черпаке запредельно грубой фразой «Ищи мясо сука» (именно так, без запятой в нужном месте) – дар музею от нынешнего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Она напоминает о временах так называемых «сучьих войн», описанных в одном из Колымских рассказов Шаламова. Другой ложкой с издевательски расплюснутым черпаком, которым как не исхитряйся, ни за что не зачерпнешь тюремную баланду, полагалось пользоваться зэку, причисленному к категории опущенных. Так на языке уголовного жаргона называют сидельца, занимающего самую низшую ступень в тюремной иерархии.
Рядом с этими экспонатами ложка – свидетельница самых трагических страниц истории нашей страны. Под ней подпись «ГУЛАГ. СЛОН». 1920-1930-г.г. Дар Р.Ф Вильданова».
Четвертый экспонат этого стенда – кофейная ложечка из семьи раскулаченных – напоминает еще об одной странице, тоже связанной с большевистским террором, направленным против одного сословия граждан страны –крестьянства
Как хорошо, что в музее есть стенд, способный напомнить посетителям о том, что пережили наши предки во времена правления большевиков и коммунистов, порадовалась я. Надо бы рассказывать об этом как можно больше. Особенно сейчас, когда страна отмечает страшный юбилей – 80-летие «Большого террора» и когда всё чаще и чаще мы становимся свидетелями попыток реабилитировать Сталина. Один только эпизод с портретом «вождя народов» на здании гимназии №11 в Перми чего стоит.
Но я понимаю: выполняя задачу показать всю экспозицию музея (а она огромна: более 3 тысяч экспонатов из 74-х стран) экскурсоводы при всем желании не могут, уделить стенду «Ложки несвободы» столько внимания сколько он заслуживает. Экскурсантов лишь ненадолго останавливают здесь, чтобы сообщить: ГУЛАГ – это аббревиатура Главного управления исправительно-трудовых лагерей, подразделения НКВД, действовавшего в СССР в тридцатых-шестидесятых годах, и СЛОН – тоже аббревиатура названия «Соловецкий лагерь особого назначения».
Самое время проводить у этого стенда тематические экскурсии и уроки памяти для старшеклассников и учащихся коледжей, расширяющие страницы учебника. Особенно надо бы организовывать такие уроки накануне 30 октября – Дня памяти жертв политических репрессий. Впрочем, до этой даты еще больше месяца, вполне можно успеть их подготовить и провести. Хорошо бы пригласить на них местного краеведа, автора нескольких книг и документальных фильмов по истории Нытвенского района Тамару Васильевну Куликову, которая расскажет о репрессиях, выпавших на долю земляков.
Надеюсь, и управление образования Нытвенского района будет этому содействовать. Тем более, что я привезла руководителям этого управления несколько томов издаваемой пермским «Мемориалом» книги памяти «Годы террора», которая поможет в подготовке музейных уроков.
А для взрослых возле стенда «Ложки несвободы» можно проводить 30 октября или накануне акцию «Возвращение имен», которая проходит уже чуть ли ни во всех населенных пунктах страны от Москвы до самых до окраин. Участники акции зачитывают имена земляков,расстрелянных или погибших в ГУЛАГовских лагерях в годы «Большого террора», отдавая им дань памяти. Это могут быть и родственники зачитывающих, и просто люди из списка репрессированных, который предложат организаторы.
Кстати, я постаралась напомнить сотрудникам музея о 80-летии «Большого террора» весьма своеобразным способом. После экскурсии нам предложили поучаствовать в мастер-классе по расписыванию ложек. Каждому дали девственно чистую деревянную заготовку, так называемый беляк, краски и кисточки. Твори, выдумывай, пробуй! Вот я и сотворила. На черенке ложки написала «30 Октября – День памяти жертв политических репрессий» А в черпаке: «Нет возврату идей сталинизма!». И подпись: «Мемориал» с горящей свечей. Теперь эта ложка хранится в музее.
Поделиться: