Около 7,5 млн. осуждений состоялось в общей сложности за рассматриваемый период: с 1921 по 1953 года. Если прибавить приговоры СМЕРШ, то – около 8 млн. Это примерно 6,5 млн. реальных людей. И еще было около 6 млн. депортированных.
Плакат «Любимый Сталин - счастье народное!», 1949. Художник Виктор Борисович Корецкий (1909-1998)
Около 2,7 млн. человек осуждено внесудебными органами. Еще более 600 тыс. приговоров вынесено тройками по делам милиции, которые приговаривали до трех лет, у них большая доля осуждений приходилась на нарушения паспортного режима. [*]
Внесудебное осуждение – система осуждающих органов, созданная внутри органов безопасности. Внесудебные органы всегда выносили заочный приговор – без участия сторон, как правило, и без рассмотрения следственных дел. Осуждаемые не видели своих несудебных «судей».
Эти цифры и их обоснование звучат в докладе «Масштабы советского террора. Аресты, осуждения. 1921-1953. (Источники для изучения статистики террора. Осуждения «судебными» и «внесудебными» органами)» на семинаре «Мемориала» «Государственный террор в СССР. Источники и методы изучения» Докладчик: Арсений Борисович Рогинский, общество «Мемориал», председатель Правления Международного Мемориала.
Видеозапись доклада о масштабах советского террора в 1921-1953 годах:
Доклад Арсения Рогинского касается масштабов политического террора в СССР, статистических методов подсчета его жертв, генеалогии внесудебных органов, методов наделения статусом «жертва политических репрессий» и других вопросов.
Арсений Рогинский рассказывает о том, чем фактически занимался всю жизнь: о методах подсчета жертв политического террора в СССР. От этой задачи он переходит к важнейшим историографическим вопросам. В том числе:
- определение осужденных судебными органами – ВКВС и др. и внесудебными органами – коллегиями ОГПУ и др.;
- объяснение разницы между судебными и внесудебными органами, версии того, зачем Сталину были нужны внесудебные органы, при полной зависимости судебных;
- противоречивость, достаточность и недостаточность источников и данных для составления статистики;
- категории репрессированных и контингент репрессированных в разные периоды;
- что мешает составить полномасштабную статистику жертв советского террора;
- возможные интерпретации данных: что мы можем узнать о механизме репрессий, о планах и направлениях репрессий исходя из имеющейся статистики.
Таблицы из видеозаписи доклада:
2.
Всесоюзная сводка движения арестов. ОГПУ и его органов за 1926 год
3.
4-5.
Оперативно-следственная работа органов НКВД за 1941 года по телеграфным данным. Эти цифры расходятся со статистикой «по бумажным» данным.
6.
Фрагмент итоговой таблицы. 1935-1944 года. Цифры по 1941 году расходятся с телеграфными данным – илл.5
7. Соотношение судебных и внесудебных решений
8. Процент арестов за шпионаж в пользу отдельных стран
9. Шпионаж в пользу отдельных стран
10. Соотношение депортаций и арестов
Интересно, что все архивные выписки, на которых строятся данные, сделаны еще в 1992-1994 годах, когда Арсений Рогинский имел доступ к документам, поскольку входил в специальную рабочую группу по подготовке передачи на государственное хранение документов из архивов КГБ – в те времена ФСК (Федеральной службы контрразведки). С передачей почти ничего не получилось. Все подробности – в докладе.
11.
Плакат «Капитан Страны Советов ведет нас от победы к победе!». 1930-е годы.
К истории общественно-политической мысли середины 2010-х годов показателен комментарий на YouTube и даже не важно кто его написал:
Иван Федченко
«Мне вот интересны мотивы данного ветхого докладчика. И ещё более интересно, за какие такие заслуги, он был награждён польскими и немецкими орденами? То, про что он рассказывает закончилось тогда, когда он ещё соску сосал, следовательно он не является очевидцем и свидетелем того, о чём рассказывает. А другие, ещё и записывают эту галиматью.»
Примечание: [*] - Если я правильно уловила привязку названных итоговых цифр к датам.
Источник: Арсений Рогинский. Масштабы советского террора // net.abimperio.net
Дополнительно:
a href="http://www.memo.ru/s/319.html">М
Российские архивы: проблемы доступа и использования В.П. Козлов, член-корреспондент РАН // Журнал "Делопроизводство", N2 2011 год