Исторический раздел:

О "Летней школе" фонда имени Генриха Бёлля


 

В период с 1 по 7 июля мне удалось принять участие в московской  РЈС‡Р°СЃС‚РЅРёРєРё Летней школы РЅР° лекции Летней школе, посвященной изучению истории политических репрессий в СССР, экологии, экономики и общества в России. Организаторами Летней школы являлись Фонд им. Генриха Бёлля, Международное Общество «Мемориал», Центр Независимых Социологических Исследований. Программа Летней школы была очень насыщенной. Хочется рассказать о том, что больше всего мне запомнилось.

В первый день Летней школы запомнилось мне знакомство с архивом Международного общества «Мемориал». Узнал, что здесь имеется на хранении большое количество документов, фотографий и рукописных воспоминаний, повествующих об истории политических репрессий в СССР. Этот архив стал формироваться с момента зарождения «Мемориала» (1989), когда жертвы репрессий, их родственники и друзья стали передавать сотрудникам организации свои документы. РџРёСЃСЊРјРѕ РЅР° ткани РёР· лагеря. Тайшетлаг, 1939 Рі.

Особый интерес у меня вызвали сохранившиеся документы личного характера: стихи, афиши лагерной самодеятельности, самодельные открытки, личные записки. Глубокое впечатление произвели письма из лагеря, переданные на волю нелегально: эшелонные весточки и записки на ткани.

DSCN1911 Очень интересной и познавательной для нас была экскурсия по московской «Топографии террора» с историком, доктором философии Н.В. Петровым. Мы увидели здание органов госбезопасности на Большой Лубянке 2, благодаря которому слово «Лубянка» стало нарицательным и приобрело печальную известность. «Экскурсовод» Н.П. Петров нам рассказал о применявшихся методах следствия и режиме содержания арестованных во внутренней тюрьме на Лубянке (среди известных заключённых были Николай Бухарин, Осип Мандельштам, Александр Солженицын и многие другие).

Очень интересной была лекция «Траектория креативного человека в России», которую нам прочитал доктор экономических наук Александр Аузан. В этой лекции особенно запомнилась одна гипотеза, суть которой заключается в том, что креативность и универсализм связаны между собой. Для доказательства этой гипотезы в Финляндии проводится один эксперимент, заключающийся в том, что в школе один учитель ведет все предметы в среднем звене. А. Аузан: «Пока мир для ученика един-универсален – креативность растет и хорошо формируется. Как только мир «рассыпается» на разные предметы и в щели между предметами многое что «проваливается» - появляются вопросы без ответа, границы и барьеры». Если это экспериментальное предположение окажется верным, то можно будет смело считать универсализм источником высокой креативности.

         Доклады по экологии заставили участников задуматься о грозящих последствиях атомной энергетики и изменения климата. Всем стало понятно, что главным средством  для предотвращения чрезмерного развития изменений в климате является энергоэффективность и энергосбережение.

Участники Летней школы остались благодарны организаторам  за предоставленную возможность более глубоко взглянуть на такие  актуальные проблемы современности как: историческая политика в России, атомная энергетика, изменение климата, национализм и миграция. Нам остается лишь применить свои знания в посильном участии в решении этих проблем. 

                                                                                                                                                                                    Рамиль Фатхутдинов

Записей не найдено.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
| Шаламоведение в 2023 году: Обзор монографий
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
| Для тебя средь детей не бывало чужих
| Столько горя, нищеты, унижений пережито
| Главная страница, О проекте